Как снимать портреты с жестким солнечным светом

Советы по фотографии

Золотой час

Лучшее время для съёмки практически любого сюжета – это «золотой час»: около часа перед закатом и около часа после восхода солнца. В это время солнечный свет наиболее мягкий, не дающий резких теней, с богатыми красками, равномерно заливающий объект и создающий при падении сбоку очень выразительное освещение на лицах.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Узбекистан

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 3.5, 1\200, ISO 160

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Таджикистан

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 5.6, 1\125, ISO 200

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Китай —

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 2.8, 1\250, ISO 400

Естественный свет (рассветный) освещает кадр справа.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Таджикистан

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 5.6, 1\100, ISO 100

Естественный свет (рассветный) отражается от гор, расположенных под углом примерно 45 градусов к женщине (их видно в окне).

Как только это время (золотой час) закончилось – вы остаетесь с жестким, неприглядным светом, который беден красками и делает снимки тусклыми и плоскими как можно увидеть на следующей фотографии:

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Индия

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 8, 1\250, ISO 100

Жёсткое полуденное солнце прямо над головой.

Проблема

Прежде чем говорить о решении, давайте попробуем понять «проблему»: ваша камера видит не так же как ваши глаза. «Проблема» в динамическом диапазоне камеры. Простым языком «динамический диапазон» — это интервал между самой темной и самой светлой точками в кадре. Допустим, вы снимаете мужчину в шляпе в полдень, когда солнце самое яркое и жесткое. Ваши глаза могут хорошо различить его глаза даже в тени от его шляпы, а также его подбородок на ярком солнечном свете. Это потому, что ваши глаза способны видеть большой динамический диапазон.

У вашей камеры однако гораздо более ограниченная способность различать динамический диапазон. Если мы снова вернемся к нашему мужчине в шляпе – ваша камера увидит его глаза в тени под шляпой, но при этом освещенный солнцем подбородок будет белым и лишенным деталей.

Вы можете попробовать «исправить» это, изменяя значение диафрагмы, выдержки или ISO, но это всего лишь сделает вашу фотографию светлее или темнее, так как эти операции не имеют никакого отношения к динамическому диапазону. Даже если мы попробуем использовать нейтрально серый (ND) фильтр – это только сделает фотографию темнее, но не решит проблему и не изменит динамический диапазон.

Решения

Перейти в тень

Попробуйте переместить объект съёмки в тень или, возможно, в помещение. Когда я спросил Стива Маккарри, автора знаменитой «Афганской девочки», как он работает в солнечный день, то он рассказал мне, что предпочитает снимать в помещениях, в которые жесткий солнечный свет проникает через окна, заметно смягчаясь. И это сильно изменило моё «виденье» жесткого света как возможности создавать прекрасные снимки в тени или в помещениях.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Таиланд-

Canon EF 24-70 mm f/2.8L

F 3.5, 1\100, ISO 160

Эта женщина сидит в тени, а яркий свет проникает с улицы (слева от неё). Над её головой был размещен кусок бумаги для блокировки света.

Попробуйте поставить ваш объект под углом 45 градусов к источнику света (например окну) и таким образом вы сможете создать красивый объём.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Узбекистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 2.8, 1\100, ISO 500

Естественный свет (только), проходящий через окно в левую часть кадра (примерно 45 градусов).

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Лаос-

Canon EF 24-70 mm f/2.8L

F 3.5, 1\1600, ISO 1000

Я использовал мягкий свет, проходящий через красный плащ, размещенный справа от кадра, чтобы создать световой рельеф на лице. Он также придал всей картинке некоторое оранжевое свечение.

Снять силуэт

Устанавливайте экспозицию по фону, так что ваш объект выйдет силуэтом. В некоторых случаях это создает красивые кадры.

Вы можете это сделать используя ручной режим экспозиции (режим M), либо переключив режим измерения в точечный и оценивая экспозицию фона.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Таиланд-

Canon EF 24-70 mm f/2.8L

F 5, 1\200, ISO 100 (точечный экспозамер)

Только естественный свет.

Выжечь фон

Выжигание фона – это не всегда плохо. Это может создать уникальные портреты, необычные и интересные.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Индия

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 4.5, 1\200, ISO 200

Только естественный свет.

Отражатель

Используя отражатель, вы можете уменьшить динамический диапазон за счет отражения света на объект, добавляющего свет в темные области. На фотографии ниже я использовал небольшой складной отражатель, который держал в руке во время съёмки этого кадра.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Таджикистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 8, 1\250, ISO 100

Естественный свет + отражатель (золотистого цвета), который я держал в руке слева снизу от кадра + теплое отражение естественного света от глиняной стены.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Индия-

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 2.8, 1\200, ISO 100

Эта милая дама сидела в тени своего дома + отражатель серебристого цвета, справа сверху от кадра.

Внешняя вспышка

Подобно отражателю, вспышка добавляет больше света в темные области, что также уменьшает динамический диапазон.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Индия

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 9, 1\320, ISO 100

Естественный цвет фонового неба + заполняющий свет вспышки (вне камеры и внутри небольшого софт-бокса) справа от кадра, около метра от лица мужчины.

HDR

Съёмка трёх (или более) кадров вашего объекта с использованием этой техники постобработки может оказаться очень кстати.

Как снимать портреты с жестким солнечным светом

-Индия

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 11, 1\200, ISO 100

Естественный цвет фонового неба + заполняющий свет вспышки (вне камеры и внутри небольшого софт-бокса) слева от кадра + эффект HDR в Photoshop.

Я хочу поблагодарить Хардика Пандья и Линду Бёрнетт за их помощь в создании этой статьи.

Если у вас есть свои техники или методы работы с жестким солнечным светом – пожалуйста поделитесь ими в комментариях.

Одед Вагенштейн – фотограф, путешественник и писатель. Он является постоянным автором израильской редакции журнала National Geographic Traveler и известен своими психологическими портретами людей разных культур. Вы можете присоединиться к его блогу портретной и туристской фотографии, продолжить разговор о путешествиях и фотосъемке людей, получить больше прекрасных советов!

Прямой солнечный свет на модель

Прямой солнечный свет на модель

Пример. Прямой солнечный свет на модель

Съёмка модели против солнца

Съёмка модели против солнца

Пример. Съёмка модели против солнца

Съёмка модели против солнца с подсветкой отражателем

Съёмка модели против солнца с подсветкой отражателем

Пример. Съёмка модели против солнца с подсветкой отражателем

Съёмка модели против солнца с подсветкой вспышкой на камере

Съёмка модели против солнца с подсветкой вспышкой на камере

Пример. Съёмка модели против солнца с подсветкой вспышкой на камере

Съёмка модели против солнца с подсветкой внешней вспышкой

Съёмка модели против солнца с подсветкой внешней вспышкой

Пример. Съёмка модели против солнца с подсветкой внешней вспышкой

Съёмка модели против солнца с подсветкой генератором с октобоксом

Съёмка модели против солнца с подсветкой генератором с октобоксом

Пример. Съёмка модели против солнца с подсветкой генератором с октобоксом

Результат

Результат с генератором

Как снимать в сложном освещении: Используйте рассеиватель

Поместив рассеиватель между источником света и объектом съёмки, вы смягчите жёсткий свет и понизите контрастность настолько, что сможете запечатлеть больше деталей как в области теней, так и светов.

Современный рынок предлагает широкий выбор моделей рассеивателей. Многие из них легко помещаются в рюкзак и всегда могут быть под рукой в нужный момент. Такие модели в сложенном состоянии занимают минимум места, а в разложенном их размеров вполне достаточно для съёмки портрета.

При использовании рассеивателя единственная возможная проблема заключается в том, что не всегда у вас есть помощник, который мог бы его держать в то время, пока вы снимаете.

Как снимать в сложном освещении: 6 способов не испортить кадр

Самым простым решением в этом случае будет: установить камеру на штатив и использовать пульт дистанционного управления камерой, в то время как вы держите рассеиватель.

Кроме того, и сам рассеиватель можно закрепить на штативе при помощи специальных зажимов.

Используйте отражатель

Отражатели, внешне, очень похожи на рассеиватели, но, что, естественно, вместо того чтобы пропускать свет, они его отражают. Отражатель размещается напротив источника освещения так, чтобы направить свет в область теней.

Некоторые производители комплектуют рассеиватели специальными крышками, после установки которых рассеиватель превращается в отражатель.

Вместо отражателя вы также можете использовать белую карту или, если вам нужно больше света – кусок разглаженной алюминиевой фольги (кстати, кусок такой фольги можно всегда иметь в своём рюкзаке в качестве замены отражателю).

Если же у вас нет под рукой ни отражателя, ни подходящего предмета, способного его заменить, осмотритесь вокруг – в большинстве мест есть множество отражающих поверхностей, которые вы можете использовать вместо отражателя.Как снимать в сложном освещении: 6 способов не испортить кадр

Здания светлых тонов, вода, чистый, светлый песок – отлично отражают свет. Так что вам необходимо лишь разместить объект съёмки под прямым углом к ним.

Используйте заполняющую вспышку

Импульс вспышки (в идеале – внешней), заполнит тени светом и уменьшит контрастность жёстко освещённой сцены.

Для достижения лучших результатов, свет вспышки желательно смягчить рассеивателем или софт-боксом. Вспышку следует расположить со стороны, противоположной источнику основного освещения, тем самым осветив тени.

В случае чрезмерно сильного импульса вспышки, настройте её мощность, воспользовавшись меню компенсации экспозиции вспышки, доступном в вашей камере или в меню самой вспышки.

Секреты съемки днем

Если же фотосъемка ведётся в дневное время, когда солнечный диск ещё высок и ярок, можно пойти на некоторые хитрости. Например, частично заслонить светило листвой или другим объектом.

Любителям экспериментов предлагаем задействовать широкоугольный объектив, красный фильтр и вазелин. Нанеся несколько мазков вазелина на поверхность светофильтра, вы сможете получить поистине волшебный результат. Солнечный свет, преломляясь через крем, «нарисует» на снимке собственный узор. Тонкие пересекающиеся мазки образуют эффект расходящихся лучей, более толстые следы вазелина рассеют лучи, сделав их более широкими и уверенными.

«Поймав» свет, поэкспериментируйте с фигурами: лучи можно скрестить или же вовсе завести в фигуру звезды.
Впрочем, удивить таким приёмом искушённого зрителя не выйдет — слишком уж запоминающимися выходят такие снимки. Увидев их впервые, ими восхитятся, повторения покажутся скучными. А дальнейшие похожие кадры будут и вовсе оставаться без внимания, поскольку посчитаются копиями. Любой изобразительный приём должен быть не только нов, но и уместен — не забывайте об этой простой истине.

Попробуйте ещё одну находку — фотографируйте не само солнце, а его отражение в воде.

Во-первых, это оригинально, поскольку вода разбивает отражённый свет на множество лучиков, во-вторых, это немного проще, поскольку отражение не такое яркое, как оригинал. Рябь от ветра даст один эффект, брошенный в воду камень — другой. Если возмутить водную поверхность прямо в месте отражения, кадр получит интересную рельефность и эффектность. Профессионалы предпочитают работать в таких условиях с короткофокусными объективами с красным, оранжевым или поляризационным фильтром — это сделает снимки графичными и более чёткими.

Если в процессе съёмки матовый видоискатель всё же «ловит» блики, придётся пойти на хитрость. Соберите все блики в один по оптической оси, соедините их с солнцем — и кадр можно будет считать спасённым, конечно, после кадрирования при печати.

Засветы

Впрочем, есть одна вещь, которую трудно прогнозировать при съёмке, особенно если вы пока не обладаете большим опытом. Кадр может быть засвечен не через объектив, а через внутреннюю поверхность пространства между плёнкой и объективом при попадании света. Так получается потому, что изображение, которое проецирует на фотоплёнку объектив, больше, чем кадровое окно. Проходящий через объектив свет отражается от внутренних деталей и засвечивает плёнку в момент экспонирования. Такие ситуации не видны на видоискателе, а потому часто становятся неожиданностью даже для профессионалов.

В зону наибольшего риска попадают края снимка, поэтому при контровой съёмке солнце лучше размещать в центре композиции. Или схитрить, пытаясь спрятать часть солнечного диска за предметами, способными его закрыть: листьями, строениями и т.д.

Итог

Не забывайте снимать кадры  в raw  — это не только может спасти снимок, но и существенно улучшит его при соответствующей обработке. Лучше всего обратитесь к нам за заказом коррекции ваших кадров и результат вас точно порадует!

Источники: https://photo-monster.ru/lessons/read/fotosymka-v-seredine-solnechnogo-dnya.html, https://fototips.ru/praktika/kak-snimat-portrety-s-zhestkim-solnechnym-svetom/, http://spp-photo.ru/2014/06/06/harsh-light-shooting/, https://hvalina.ru/photo-sun/
Модератор

Главный редактор. Планирование и распределение обязанностей в команде контент-производства, работа с текстами

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий