- Зачем мы используем штатив?
- Когда нужно использовать штатив
- Недостаточное освещение
- Съемка видео
- Съемка пейзажа или живой природы
- Макро фото
- Съемка в движении или спортивная съемка
- Использование длиннофокусных объективов
- Когда вы хотите сделать что то по настоящему хорошее
- Из чего состоит штатив?
- Как настроить штатив
- Несколько факторов хорошего штатива
- Какой вес выдерживает штатив
- Высота штатива
- Вес и конструкция штатива
- Ноги штатива
- Наконечники ножек
- Центральная штанга
- Штативная головка
- Быстрый съем
- Устойчивость
- Преимущества работы со штативом
- Что стоит учитывать при работе со штативом?
Зачем мы используем штатив?
Во-первых, штатив применяется в съемках для того, чтобы повысить резкость и глубину резкости в изображениях. Это получается за счет того, что штатив удерживает камеру в статичном состоянии, предотвращая вибрации, когда вы снимаете на длинной выдержке.
Если вы снимаете с большим и тяжелым объективом, наверняка руки быстро устанут. Штатив в таком случае служит в качестве опоры и стабилизатора. Со штативом вы можете понижать ISO, при этом качество будет оставаться высоким.
Со штативом значительно удобнее выстраивать композицию кадра, так как камера устойчива, а горизонт гораздо проще выровнять.
Разумеется, без штатива совершенно невозможно снимать панорамы и HDR фото, которые требуют очень ровного удерживания камеры в одном положении, или в повороте. Съемки на таймере, или ночью так же невозможны без штатива. Точно так же, его использование предпочтительно при съемке макро, использовании внешней вспышки, отражателей и других аксессуаров и в общем-то, во многих других случаях.
Когда нужно использовать штатив
Итак, рассмотрим основные ситуации, когда без штатива вам будет просто не обойтись, или же будет сложно получить снимок надлежащего качества.
Недостаточное освещение
Недостаток освещение — первая и самая распространенная причина использования штатива. Закаты, рассветы, ночная фотосъемка…. когда используется длительная выдержка, более 1/10 секунды. Даже самые лучшие системы стабилизации матрицы или объектива вам могут не помочь. Штатив — поможет всегда.
Съемка видео
Сейчас фотокамеры с поддержкой видео уже не экзотика. Использование штатива, поможет вам сделать видео красивым и плавным, а не трясущимся, как будто вы снимаете видео убегая от монстра.
Съемка пейзажа или живой природы
Натуралисты и пейзажисты чем то похожи на рыбаков. Они могут часами находиться на одном месте, ожидая подходящего момента для того чтобы сделать кадр. Держать все это время камеру в руках — весьма сложно
Макро фото
Еще одна ситуация, когда без штатива не обойтись. При съемке макро или просто очень крупного плана — у вас будет очень небольшая глубина резкости даже на диафрагме F8 и выше. Чтобы объект съемки оказался в зоне резкости — камера должна быть хорошо зафиксирована.
Съемка в движении или спортивная съемка
Как ни странно, но съемка со штатива в таких условиях позволит получить намного более качественный результат, особенно если вы используете длиннофокусные объективы. Обратите внимание, что все профессиональные репортеры на съемках гонок или спортивных соревнований — используют штатив.
Использование длиннофокусных объективов
При использовании длиннофокусных объективов с большим увеличением, малейшее сотрясение камеры безнадежно испортит кадр. Так что — если вы раздобыли объектив на 300-500мм — не забудьте о штативе.
Когда вы хотите сделать что то по настоящему хорошее
Не самая очевидная, но очень важная причина. Съемка со штатива затягивает процесс. Плохо ли это? Не совсем. Наоборот, у вас появляется время, чтобы спокойно подумать — оценить свет, ракурс, композицию…. Хорошие снимки делаются с холодной головой. Создать шедевр просто вскинув камеру и нажав на спуск — такое редко удается даже настоящим гуру фотографии.
Из чего состоит штатив?
Как правило, конструкция штатива весьма проста и очевидна, но давайте рассмотрим ее в подробностях.
- Ножки штатива — самая простая часть, обычно они делаются из алюминия, базальта, в некоторых случаях — стали и, в последнее время, из углепластика.
- Головка штатива — на эту часть тела штатива как раз и крепится цифровая камера. Типов головок штативов очень много и применяются они в разных случаях. Самые популярные — это шаровые и панорамные головки с поворотом.
- Центральная штанга штатива — это отдельная нога, или ось, которая расположена по центру штатива и предназначена для того, чтобы штатив можно было поднять еще выше, чем позволяют основные ножки.
- Наконечники для ножек — это в некоторых случаях сменные, а в некоторых — постоянные наконечники, которые позволяют штативу не ездить по поверхности, а фотографу — снимать в помещении и снаружи.
Самые бюджетные штативы, как правило не допускают замены головки и наконечников, а у некоторых из них нет центральной штанги. В более дорогих вариантов, напротив, практически все части можно менять, а головка штатива продается отдельно, так что можно приобрести одну или несколько сменных.
Как настроить штатив
Настройка штатива не так сложна, главное – знать, как это делать правильно. Есть несколько правил, которые помогут применить его наилучшим образом:
- Установка и выравнивание. Первым делом, важно определиться, где будет располагаться тренога. Некоторые поверхности достаточно твердые, чтобы легко установить конструкцию, а другие могут быть мягкими, хрупкими или рассыпчатыми. Необходимо, чтобы фотокамера находилась в строго горизонтальном положении, от этого зависит распределение нагрузки на все опоры. Чтобы добиться правильного положения фотокамеры, нужно применять уровень;
- Удлинение ног с более объемных сегментов. Ноги большинства фотоштативов могут выдвигаться, при этом сегменты становятся уже к концу. Если вам нужно вытянуть ноги не на всю длину, лучше использовать сначала более объемные сегменты, так конструкция будет более устойчивой при применении;
- Полное выдвигание сегментов. Каждый штатив имеет точки фиксации при выдвигании ног. При настройке необходимо целиком выдвинуть сегмент, чтобы нога зафиксировалась. Иначе конструкция может потерять равновесие в любой момент, угрожая падением вашей камере;
- Расположение ног. Расположите аксессуар так, чтобы одна из его ног была направлена туда же, куда и объектив. Таким образом, будет удобно использовать его, находясь между двумя другими ногами;
- Применение центральной колонны. Используйте центральную колонну треноги только в самых необходимых случаях, когда фотоаппарат находится недостаточно высоко. Она делает конструкцию менее устойчивой, из-за чего появляется риск смещения установки;
- Проверка закрепления фотоаппарата. Перед съемкой со штативом всегда необходимо проверять насколько хорошо держится камера. Чтобы не допустить падения камеры, попробуйте подвинуть камеру после установки, она не должна двигаться;
- Установка тяжелого объектива. При применении объемного объектива, важно, чтобы установка была в равновесии. Для такой оптики лучше использовать специальные кронштейны;
- Использование крюка. Если на вашем штативе есть крюк, не бойтесь его применять. Подвесьте на него любой утяжелитель, так конструкция будет более статичной. Но важно помнить, что при сильном ветре, если груз слишком легкий, это может дать обратный эффект и фотоаппарат будет под угрозой падения.
Несколько факторов хорошего штатива
Перед тем, как покупать свой первый штатив, обязательно обратите внимание на 9 основных факторов, которые отличают один штатив от другого, и которые окажутся очень важны, когда вы непосредственно перейдете к съемке.
Какой вес выдерживает штатив
Первое, на что необходимо обратить внимание — это тот вес, который штатив может выдерживать. Учитывайте не только то, сколько камера весит сейчас, но и сколько веса к ней добавляет объектив. Кроме того, приобретайте штатив с запасом, поскольку со временем и камера, и объективы могут стать больше. Кроме того, вы можете снимать со внешней вспышкой и другими аксессуарами, которые тоже будут крепиться на штатив.
Менять штатив с каждой обновкой окажется слишком дорого и неудобно, поэтому обязательно учитывайте этот показатель.
Если ошибиться в подборе штатива, он может попросту сломаться, повредив и камеру, и объектив. В идеале, штатив должен выдерживать в 1.5 или 2 раза больший вес, нежели у вашей аппаратуры на данный момент. При этом, помните и о том, что иногда вам придется надавливать на камеру и, соответственно на штатив, что тоже добавляет тяжести.
Высота штатива
Минимальная высота штатива должна подходить вам по высоте — это самое главное. В противном случае придется наклоняться, что приведет к повышенной усталости и может негативно сказаться на результате съемки. Когда камера находится на штативе, видоискатель должен находиться на высоте глаза. Иногда вам придется долго смотреть в видоискатель, ожидая подходящего для съемки момента. При этом, нужно обязательно иметь в виду и то, что иногда удобнее снимать сверху, особенно если у камеры есть дисплей с поворотом. Ножки всегда можно регулировать и сделать штатив короче, а вот выше он просто так не станет.
Если вы приобретете штатив с головкой в комплекте, то высота штатива с головкой должна находиться на уровне подбородка. Если штатив со сменной головкой, то без нее его высота должна быть на уровне плеча.
Высота важна еще и в случае, если вы планируете путешествовать со штативом. Он должен помещаться в машину и багаж.
Вес и конструкция штатива
Один из самых важных параметров — это вес штатива. Он не должен быть слишком тяжелым, поскольку в основном, используется на выездных съемках, то есть его все время нужно брать с собой. Самые легкие штативы производятся из углепластика, они выносливы и устойчивы, но стоят несколько дороже остальных.
Второй по удобству материал, из которого производят штативы — это алюминий. Большинство современных штативов изготовлены как раз из него. Такие штативы весят несколько больше, чем углепластиковые, но стоят дешевле. Есть и штативы из нержавеющей стали, которые чаще всего используются операторами для установки тяжелого оборудования. Для фотографии они не подходят в виду своего веса.
Средний вариант — это штатив из базальтового волокна. Его вес как раз между алюминием и углепластиком.
Удобнее всего, когда штатив без головки весит около 2 кг.
Ноги штатива
Ноги штатива бывают двух видов — трубчатые и нетрубчатые. К трубчатым ногам мы все привыкли, и видели их не раз. У штативов из углепластика ноги, как правило, именно трубчатой формы. Трубки разного размера вставляются друг в друга, обеспечивая телескопическую конструкцию, а специальные замки закрепляют их на нужной высоте.
Базальтовые, стальные и алюминиевые штативы могут иметь ноги разных форм и различные замки. В зависимости от требуемой высоты штатива, вам подойдут 3 или 5 секций, то есть 3 или 5 трубок, находящихся одна в другой. Однако не забывайте — чем больше секций, тем выше штатив, но тем менее он устойчив.
Наконечники ножек
Мы уже отметили тот факт, что они бывают съемные и закрепленные. Конечно, лучше приобретать штатив со съемными наконечниками, поскольку их можно будет выбирать в зависимости от условий, в которых вам предстоит снимать. Для помещений чаще всего используются резиновые или пластиковые наконечники — они не царапают пол и дают устойчивость, предотвращая скольжение. Наиболее удобные для наружной съемки — это наконечники с металлическими шипами. Они удобнее, поскольку позволяют прочно закрепить штатив на любой поверхности, в том числе на обледенениях, в лужах или на земле.
Центральная штанга
Центральная штанга есть не у каждого штатива. Она позволяет просто контролировать высоту штатива и, соответственно, камеры. Это довольно удобно, особенно при съемках пейзажей.
Однако, есть у центральной штанги и опасные моменты. По сути, она не так устойчива как ноги штатива и создает эффект монопода, помещенного на штатив. Это несколько противоречит концепции. При съемке на тяжелый телеобъектив штанга может создать нежелательные вибрации, поэтому для такой фотографии больше подойдет штатив без нее. Если вы выбираете штатив со штангой, всегда смотрите, насколько высоко она выдвигается.
Штативная головка
Головка — это самая важная деталь штатива. Именно она отвечает за крепление и удержание камеры, за управление передвижениями и поворотами. Если вы выбираете штатив, в комплект которого не входит головка, или хотите иметь сменные возможности, то обязательно проверяйте вес, который выдерживает штативная головка. Минимальный вес должен быть таким же, как у ног.
Существует несколько видов штативных головок — панорамные, шаровые и карданные . Панорамные головки (с поворотом) имеют либо одну ручку для горизонтального движения, либо две: для горизонтального и вертикального. Это — самые распространенные штативные головки и они входят в комплект недорогих неразборных штативов.
Шаровая головка позволяет только закреплять и ослаблять крепеж. Она удобна и позволяет легко поворачивать камеру. Карданная головка предназначена для очень тяжелых телеобъективов (300мм+). Такие головки подходят для спортивных съемок и очень удобны.
Быстрый съем
Большинство современных камер оснащены специальным шнуром, который крепится на штатив или монопод. Это — не очень удобная система, поэтому для комфорта и упрощения производители стали помещать на камеру или объектив небольшую съемную плашку, на которой есть крепление под штатив.
Бюджетные штативы имеют крепление из пластика, чуть более дорогие — упрочненное, как правило, алюминиевое.
Устойчивость
Ну вот мы и подошли к последнему пункту, который, однако, очень важен. Тяжелый штатив вовсе не обязательно более устойчив или крепок. Вам придется снимать в различных условиях, на различных поверхностях и в различную погоду. И все это штатив должен обязательно выдерживать, при этом, удерживая камеру в ровном положении. Проверить это можно только на практике, но всегда перед съемкой старайтесь убедиться в том, что камера стоит ровно и все ноги штатива имеют упор.
Преимущества работы со штативом
Основной элемент фотооборудования позволяет работать в любую погоду, достаточно защитить камеру от тумана, снега, дождя целлофаном, влагонепроницаемой тканью. С ним легко снять качественный автопортрет, людей и объекты в помещении, когда используется только естественный свет, а выдержка возрастает до 1/5 секунд. Аксессуар позволяет точно компоновать, кадрировать картинку при съемках пейзажей. С ним легко воспроизводить инфракрасные съемки, когда присутствует большая выдержка в 30 секунд.
Тренога помогает избежать размазанности изображения, возникающей от вибрации при нажатии кнопки затвора. С ним упрощается установки длительной выдержки, когда возникает проблема с дрожанием камеры. Аксессуар однозначно нужен при съемке телевиком. Камеры с дешевыми линзами обладают светосилой минимум 5, 6 при ФР 300 мм. Минимальная выдержка при ручной съемке должна быть 1/300 сек, поэтому без треноги (монопода) однозначно не обойтись. Устройство понадобится и для светосильных камер. Весит оптика от 5 кг и больше, чтобы руки не устали однозначно стоит пользоваться штативом.
Что стоит учитывать при работе со штативом?
Есть и вещи, которые могут показаться неудобными, когда вы снимаете со штатива, но настоящий фотограф, как правило, с ними мирится. Тем не менее, посмотрим на некоторые из них. Штативы добавляют вес и объем ко всему вашему фотобагажу. Путешествовать с ними не всегда просто, хотя есть и удобные варианты чехлов и креплений на рюкзаки. Штативы не так просто использовать, если вы снимаете на оживленной улице или в городе. Стоимость штатива, конечно, тоже скажется на общих тратах на фотооборудование. На установку штатива всегда требуется время, а пользоваться штативом тоже нужно уметь, иначе можно повредить камеру.