Цветовой контраст в фотографии

Уроки

Основные понятия

Основные понятияБелый солнечный свет разделяется на линейный спектр из семи цветов от красного до фиолетового. В фотографии и в прикладных программах может использоваться цветовая модель RGB, где базовыми цветами являются красный (red), зелёный (green) и синий (blue), но в колористике основными считаются красный, синий и жёлтый. Смешивая их между собой в различных пропорциях можно получить все остальные оттенки. Все они делятся на противоположные (конкурирующие) и аналогичные или родственные.

Для того, чтобы получить наглядное представление о разных сочетаниях, был составлен цветовой треугольник, где в вершинах расположены жёлтый, красный и синий. Треугольник может быть вписан в окружность, на которой между основными цветами располагаются дополнительные, полученные в результате смешивания основных. Ярко выраженный контраст на фотографии получается, когда рядом располагаются конкурирующие цвета. Оттенки, расположенные рядом, не образуют контрастное сочетание, так как они относятся к одному цвету. Примером очень контрастных сочетаний на снимке являются такие пары, как жёлтый и фиолетовый (сиреневый), синий и оранжевый, красный и зелёный. Жёлтый с красным или голубым, также образует контрастную пару.

Менее резкие, и не чрезмерно контрастные, переходы образуют сочетания оранжевого с жёлтым и зелёным. Самый низкий контраст образуют сочетания оттенков, расположенных рядом на цветовом круге. Это могут быть пары синего и лилового или жёлтого с жёлто-оранжевым оттенком. Контраст также сильно зависит от насыщенности. Густые и сочные оттенки повышают контраст фотографии. Очень важно грамотно использовать сочетания, так как от правильно подобранных цветов зависит уровень восприятия снимка. Сильный цветовой контраст позволяет сделать акцент на определённую часть снимка. Это связано с особенностями зрения человека, когда глаз мгновенно фокусируется на самых контрастных деталях снимка.

Как использовать цветовой контраст в фотографии

При съёмке в помещении добиться нужного контраста на снимке намного проще, чем при работе на свежем воздухе. Фотографируя в квартире или павильоне, в качестве реквизита всегда можно подобрать предметы, оттенок которых будет контрастным по отношению к фону. Это может быть букет или правильно подобранная одежда. Подбирая наряд для фотомодели, следует избегать штампов, которыми изобилуют рекламные ролики. Классический вариант штампа – это сочетание голубых джинсов и жёлтой или оранжевой блузы. Несмотря на хороший контраст и выигрышность такого решения, использовать его не стоит. На постановочных фотографиях можно экспериментировать с различными сочетаниями.

Холодные и тёплые тона

Холодные и тёплые тонаВесь спектр принято разделять на тёплые и холодные тона. К тёплым относятся все оттенки жёлтого, красного и частично зелёного. Холодные тона представлены синим, голубым и фиолетовым и их оттенками. При оценке снимков многое зависит от индивидуального восприятия. Кто-то отдаёт предпочтение более тёплым тонам, а другим нравится изображение, выполненное с преобладанием холодных, поэтому хорошо, если на фотографии тёплые и холодные тона будут сбалансированы. Цветовое восприятие подчиняется следующим правилам:

  • В сочетании холодных тонов контраст будет выше, чем в сочетании тёплых оттенков;
  • Контраст на фотографии будет тем больше, чем слабее освещение. Яркий свет заметно его ослабляет;
  • Контраст более заметен при сопоставлении светлых оттенков;
  • Оптимальным сочетанием на снимке будет пара из тёплого и холодного тона.

Используйте два или три цвета

Не перегружайте фото цветамиДля того чтобы получить хорошую фотографию не нужно перегружать её изобилием цветов и оттенков. Если на снимке присутствуют все цвета спектра в различных сочетаниях, то такая феерия красок будет восприниматься негативно. Удачным по цветовому контрасту может считаться снимок одной рябиновой кисти на фоне зелёной листвы. Правильное сочетание красного с зелёным ограничивается небольшим размером ярких ягод и цвета не подавляют друг друга, а подчёркивают контраст. В этом случае на фотографии применены два комплементарных или дополняющих оттенка.

Кроме двух цветов, для создания хорошего цветового решения можно использовать триаду. Это три цвета, которые, как правило, располагаются в цветовом круге на равных расстояниях друг от друга. Примером такого выразительного снимка может служить фотография колосящейся нивы, неба и полоски леса на заднем плане. На этом снимке удачно сочетаются жёлтые колосья и голубое небо, а зелёный лес подчёркивает контраст переднего плана. Правильно выбранное цветовое решение позволяет создать акцент на визуальном центре изображения. Очень важно правильно выбрать и использовать фон. На слишком ярком фоне можно потерять главный объект снимка. При уличной съёмке нужно помнить, что чем ближе снимаемый предмет, тем ярче и насыщеннее будет оттенок.

На фотографии должно присутствовать не более трёх оттенков одной цветовой гаммы. Элементы, не относящиеся к главному предмету съёмки, должны быть более блеклыми с низкой насыщенностью. Важно выстроить взаимодействие основных и дополнительных объектов. Это акцентируется правильными сочетаниями. Следует учитывать, что в светах самым активным является жёлтый, поэтому если его в кадре слишком много, желательно немного недоэкспонировать снимок. Обычно достаточно половины ступени экспозиции.

Пропорции контрастных цветов

Пропорции контрастных цветовПри фотосъёмке нужно замечать пропорции контрастных цветов. Объём двух контрастных оттенков не должен быть равным. Это хорошо заметно на фотографии, где снята клумба с растущими вперемешку жёлтыми и фиолетовыми растениями. Несмотря на контрастность, такой снимок можно считать неудачным, так как равные цветовые объёмы, на фотографии, сольются в невыразительное пятно. Хороший контраст можно получить, когда один из оттенков заметно доминирует, а второй представлен в гораздо меньшем объёме. Прежде всего, это правило касается основных цветов. Сочетание очень насыщенных цветов на снимке является высококонтрастным, но может выглядеть чрезмерно резким и даже раздражающим. Меньшая насыщенность смотрится более гармонично, а фотография выглядит сбалансированно. Цветовой круг принято для удобства делить на четыре части. Цвета, входящие в одну четверть, являются аналогичными. Они не создают резкие переходы, но на снимке образуют комфортную и спокойную картину. Несмотря на невысокий контраст, такие фотографии выглядят гармонично и приятно для глаз.

Цветовые характеристики фотографии важно выстраивать при съёмке, но в случае неудачи большинство недочётов и цвет можно откорректировать в фоторедакторе. Photoshop обладает такими инструментами, как «Цветовой тон/Насыщенность» и «Цветовой баланс». Кроме того, можно выделить любой элемент снимка и изменить его насыщенность или вообще поменять цвет на другой.

Уроки фотографии. Контраст

Контраст в черно-белой фотографии, это разница в тоне (уровне яркости) между самой темной и самой светлой областью снимка.

С точки зрения восприятия фотоснимка контраст, это его настроение. Поэтому понимание контраста важно как с технической точки зрения (чтобы избежать ошибок камеры при замере света), так и с творческой (чтобы дополнительно влиять на психологический результат снимка).

Если измерать контраст, как разницу в ступенях освещенности (EV), то грубо фотографический контраст можно разделить на следующие групы:

Контраст Разница освещенности Характеристика
Слабый  менее 1 EV  невыразительный, спокойный, легко регистрируется камерой
 Средний 1-2 EV  удобный для моделирования светом, легко регистрируется камерой, содержит детали как в светлой, так и темной части
Сильный 2-4 EV динамичный, может требовать подстройки камеры для передачи деталей в темной части
Жесткий более 4 EV графичный, труден для камеры, скрывает второстепенные детали

На практике в фотографии чаще оценивается не глобальный контраст (по всему кадру), а локальный контраст (в зоне главного объекта). Например, в портретной фотографии основное внимание уделяется контрасту на лице модели.

В применении контраста много шаблонов, но нет жестких правил. Это дело эстетики и вкуса. Кому-то нравятся романтичные портреты Джессики Стэм, кому-то женственность в классических портретах Бул Синклер, а кому-то — жесткость портретов Хельмута Ньютона. На вкус и цвет товарищей нет. Кто-то слушает рэп и жует жвачку. Кому-то для равновесия нужна классика и гурманская еда. Для кого-то неповторимый вкус студенчества, батон с кефиром замечательно сочетается с рок-музыкой…

Как оценить контраст

  1. С помощью камеры в точечном режиме замера экспозиции.
    Совместите центра кадра со светлой частью контрастной зоны в режиме съемки с приоритетом диафрагмы. Запомните замеренную выдержку (напр. 1/125). Переведите центр на темную часть контрастной зоны, и запомните новую выдержку (напр. 1/30).Контраст определяется делением большего числа на меньшее: 125/30=4,1. Так как одна ступень (1 EV), это разница в освещенности в два раза, то в данном примере мы имеем чуть больше 2 EV и находимся в самом начале зоны сильного контраста.
  2. Визуальная оценка.
    Прищурьте глаза чтобы только-только видеть самые яркие элементы оцениваемой зоны, и оцените темные элементы в этот момент. Если темные элементы выглядят полностью темными, без деталей — мы имеем дело с жестким контрастом. Если детали только намечаются, но не полностью черные, это — сильный контраст. В среднем контрасте детали хорошо видны. При слабом контрасте можно не прищуриваться, вы и так еда различите разницу между темными и светлыми частями контрастной зоны.

Два технических аспекта контраста

  1. Ошибки замера экспозиции.
    Слабый и средний контраст не представляют сложности при замере света камерой. При сильном и жестком контрасте показания камеры будут сильно зависеть от общего объема темного и светлого в кадре, а также от выбранного режима замера экспозиции. Особо аккуратным нужно быть в точечном режиме замера, так как даже небольшое отклонение камеры в сторону даст иные показания.
    Если условия освещенности снимаемой сцены не меняются, то при сильном и жестком контрасте удобнее работать в ручном режиме экспозиции.
  2. Потери деталей.
    Динамический диапазон (аналог контраста в сенсоре) любой камеры имеет ограничение, зависящее от уровня камеры. Это, пожалуй, единственный параметр камеры, честно отраженный в ее цене.
    Уже при сильном контрасте возможны потери либо в светах (пересвет), либо в тенях изображения. При жестком контрасте потери возможны в обеих тональных зонах. Поэтому при сильных контрастах необходимо уделять внимание темным и светлым частям снимка, а при жестком — принимать решение, в какой из крайних тональных зон нужно спасти детали с помощью экспокоррекции камеры.
    Ниже приведены примеры потерь при жестком и сильном контрасте.

Слабый контраст

мягкость, душевность, спокойствие, нежность, женственность, теплота, доброта, уныние, безволие, недосказанность, старость

Сильный контраст

игра, динамика, сила, пробуждение, противоборство, выразительность, энергия, страх, радость, детство

Особенности проявления светового контраста

Сущность одновременного светового контраста заключается в том, что светлый объект на темном фоне кажется светлее, чем он есть на самом деле, а темный объект на светлом фоне – темнее. Такой объект является реагирующим полем, а фон – индуктирующим.

световой контраст

Световой контраст при котором темный объект на светлом фоне воспринимается темнее

световой контраст

Световой контраст при котором сваетлый объект на темном фоне воспринимается светлееа

Световой контраст напрямую зависит от площади реагирующего поля. Чем поле меньше, тем кажется темнее, и наоборот, чем больше – тем светлее. Таким образом, световой контраст зависит от конфигурации реагирующего поля.

Цветовой контраст и его особенности

Одновременный цветовой контраст напрямую связан с тоном цвета. При этом проявляется интересное свойство цветов в контрасте — отдаляться друг от друга по цветовому кругу. Рассмотрим это на примере.

Желтый объект на оранжевом фоне будет выглядеть более бледным, даже чуть зеленоватым. В свою очередь оранжевый на желтом будет казаться красноватого оттенка. Если мы сопоставим взаимодополнительные цвета, то в восприятии не возникнет новых оттенков, а будет происходить лишь взаимное повышение насыщенности и светлоты. При удалении они будут тускнеть и превращаться в серое пятно.

Цветовой контраст

Проявление цветового контраста в фотографии

цветовой контраст

Пример цветового контраста

Известный советский психолог Б. М. Теплов исследовал восприятие цветового контраста человеком и пришел к следующим выводам:

  1. если сопоставлять холодные тона, то будет наблюдаться более высокий цветовой контраст в отличие от теплых цветов;
  2. при слабом освещении контраст выше. При ярком освещении – цветовой контраст ослабляется;
  3. при сопоставлении светлых или темных цветов контраст выше, чем при сопоставлении более насыщенных цветов.

Особенно ярко цветовой контраст бывает выражен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. Для усиления чистоты того или иного цвета можно воспользоваться следующим эффектом, суть которого сводится к тому, что на черном фоне любые цвета существенно снижают свою насыщенность, а на светло-сером или белом – повышают.

Основываясь на знаниях светового контраста и цветового контраста, фотограф может подбирать соответствующий фон для получения наиболее ярких и насыщенных снимков, четко выражающих основную мысль композиции, и у зрителя уже не возникнет вопросов относительно основной идеи композиции.

Источники: https://my-photocamera.ru/osnovy-foto/cvetovoj-kontrast-v-fotografii.html, https://fotoadvice.ru/teoriya-fotografii/svet-i-tcvet/svetovoi-kontrast-i-tcvetovoi-kontrast-v-fotog
Людмила Козачёк

Имеет высшее образование по специальности реклама и связи с общественностью по профилю журналистика. Образование получала в институте мировой экономики и информатизации. Очень любит свою работу и считает, что каждый должен найти для себя то место в жизни, где он сможет делать что-то в полную силу.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий