- 1. Помните о диафрагме
- 2. Используйте режим Приоритет выдержки
- 3. Используйте режим серийной съемки избирательно
- 4. Не бойтесь автофокуса
- Режимы фокусировки
- 5. Используйте вспышку (экономно)
- Понимание выдержки
- Совет 1: Увеличьте ISO
- Совет 3: Старайтесь оптимально использовать имеющееся освещение
- Технические моменты, которые надо знать
- Выбор объектива
- Как фокусироваться
- Использовать вспышку, фотографируя детей, или нет
- Фотографируем детей играя
- Ракурс съемки
- Как хранить детские фотографии
- Типичные ошибки при съемке детей
1. Помните о диафрагме
Когда речь идет о фотографировании детей и получении размытых изображений, многие проблемы могут быть решены закрытием или открытием диафрагмы. Тем не менее, если вы новичок в фотографии, вам может показаться сложным определить, в каком направлении двигаться.
Если вы в данный момент снимаете с широким отверстием диафрагмы ( такой как f/1.4 или f/1.8) и только часть лица ребенка находится в фокусе, или один из нескольких детей в кадре находится в фокусе, то вам следует прикрыть диафрагму (другими словами, сделать число около f/4 или f/5.6). Если вы до сих пор не знаете как управлять диафрагмой то вы можете узнать это здесь, самым простым языком >>Уроки правильного использования вашей фотокамеры.
Если вы сейчас снимаете с диафрагмой f/5.6 или больше (как f/8 или f/11) и заметили дрожание камеры или размытие движения, то попробуйте открыть диафрагму (сделайте число меньше, как f/4 или f/2.8), если это возможно. Это позволит пропустить больше света, что создаст лучший баланс между диафрагмой и выдержкой.
2. Используйте режим Приоритет выдержки
Если вы используете один из режимов съемки вашей камеры и в данный момент фотографируете движущихся детей, то попробуйте переключится в режим Приоритет выдержки с выдержкой 1/500 или даже короче. В данном режиме вы устанавливаете выдержку, а камера выберет остальные настройки, сбалансировав их в соответствии с выбранным значением выдержки.
Помните, что в режиме Приоритет выдержки вы можете выбрать значение ISO. Вам следует следить за правильной экспозицией, устанавливая ISO (или выберите Авто). Зачастую, оставляя ISO на значении 100 в сочетании с короткой выдержкой, в результате получится темное изображение или даже черное.
3. Используйте режим серийной съемки избирательно
В мире фотографии практика «пулеметной очереди», когда вы делаете серию изображений с помощью режима серийной съемки в надежде, что один из них получится, получила много негативных отзывов в последнее время. Конечно же, не следует использовать этот режим во время каждой фотосессии, но есть некоторые ситуации, когда это очень удобно.
В один из дней я отправилась со своими девочками в парк. Они собирали листья в охапки, подбрасывали в воздух, и позволяли им падать на их головы. В такой ситуации я выбрала режим серийной съемки, так как он позволил мне фотографировать происходящее, когда каждое действие/движение менялось очень быстро, так же, как и выражение лиц.
Иногда я использую режим серийной съемки в коротких сериях изображений, чтобы заснять, как дети крутятся, бегают или двигаются очень быстро в ограниченные количество времени. Всегда полезно попрактиковаться в съемке таких событий без использования режима скоростной съемки. Но, когда я знаю, что мои шансы заснять определенный момент очень ограничены (например, ребенок пытается забить гол на футбольном матче), я выбираю режим серийной съемки.
4. Не бойтесь автофокуса
В какой-то период времени возникло мнение, что вы не «настоящий» фотограф, если не снимаете всегда в полностью ручном режиме. Я не знаю, почему этот слух возник, и почему он занял такое важное место в мире фотографии, но это полная ерунда.
Если вы собираетесь фотографировать по-настоящему активных детей, то, пожалуйста, не бойтесь использовать автофокус! Жизнь станет гораздо проще! Если вы уже используете автофокус, но сталкиваетесь с проблемами, то есть две другие вещи, которые стоит попробовать настроить. Прежде всего, по моему опыту, выбор одной точки фокусировки дает более четкие фотографии, чем автоматический выбор камеры. Если у вас есть возможность выбрать точку фокусировки, то лучше выбирать одну точку (если не уверенны, с чего начать, то выберите центральную), и посмотреть, улучшился ли фокус.
Режимы фокусировки
Когда речь идет об автофокусировке, есть возможность изменить ее режим. Если вы фотографируете движущихся детей, и ваш текущий режим установлен на One Shot (Canon) или AF-S (Nikon), попробуйте переключится в режим следящей автофокусировки – Al Servo (Canon) или AF-C (Nikon). Режим One Shot разработан для фокусировки в основном на неживых объектах и, следовательно, не являются лучшим выбором для фотографирования быстро двигающихся детей.
Переключившись в режим Al Servo, вы выбираете следящий автофокус. Это означает, что, нажав кнопку спуска затвора до середины и дав камере сфокусироваться, она все еще будет следить за объектом и перекомпонировать фокус (даже, если это движущийся объект), пока вы не нажмете спуск затвора до конца.
Некоторые модели камер имеют гибридные настройки под названием AI Focus (AF-A для Nikon), которые разработаны для объектов, которые поначалу статичны, а потом начинают двигаться. Я была менее удовлетворена изображениями, сделанными в режиме AI Focus, чем в других режимах. Но каждая модель камеры работает немного по-разному, поэтому определенно стоит попробовать гибридный автофокус, если в вашей камере есть такой режим.
5. Используйте вспышку (экономно)
Хотя я предпочитаю снимать без вспышки, когда это только возможно, есть конечно случаи, в которых использование вспышки поможет вам заморозить движение и избежать размытых изображений. Когда речь идет об использовании вспышки, мой лучший совет состоит в том, чтобы использовать ее экономно. Балансируйте ее с доступным количеством света (используйте только ту мощность, которая абсолютно необходима) и рассеивайте или отражайте свет вспышки, чтобы создать изображение, которое выгляди продуманным, а не случайным.
Фотографирование детей определенно может стать тестом на терпение. Эти пять советов помогут вам уменьшить размытие и делать фотографии ваших детей, которые станут сокровищем на многие годы!
Понимание выдержки
Фундаментальная проблема размытых снимков при съемке детей, как правило, кроется в установленной в вашей камере выдержке. Дети двигаются очень быстро, так что для получения четких снимков требуются короткие выдержки. Когда у вас достаточно освещения это не представляет особой сложности, но как только солнце начинает садиться, или вы оказываетесь в недостаточно освещенном помещении, выдержка вашей камеры начинает увеличиваться, чтобы камера могла получить достаточное для экспонирования количество света, и становится слишком длинной для получения резких фотографий быстро двигающихся детей.
К сожалению, решить эту проблему простым сокращением времени выдержки получается не всегда, так как при недостаточном освещении это может привести к недоэкспонированным изображениям. Именно поэтому ваша камера часто предпочитает использовать вспышку при съемке в условиях низкой освещенности в автоматическом режиме. Таким способом она вместо уменьшения скорости затвора просто создает свой собственный искусственный свет.
Если вы используете китовый объектив с фокусным расстоянием в пределах 18-55мм, то выдержки около 1/90 сек, вероятно, будет достаточно для получения резких снимков двигающихся детей, хотя точное значение будет зависеть от конкретного фокусного расстояния вашего объектива и от того, как быстро двигаются дети. Например, я, как правило, не использую выдержки длиннее 1/90 сек, снимая детей на 35-мм объектив.
Итак, ниже я поделюсь с вами несколькими советами, как сделать четкие снимки детей.
Совет 1: Увеличьте ISO
Есть три основных способа контролировать количество света, попадающее на матрицу:
-
- Диафрагма – увеличивая диаметр отверстия диафрагмы ,вы увеличиваете количество света, проходящего через него.
-
- Выдержка – чем длиннее выдержка, тем большее количество света попадает на сенсор камеры.
- Чувствительность ISO – повышает чувствительность сенсора к падающему на него свету.
Первый способ ограничивается конструкцией вашего объектива. Большинство китовых объективов просто физически не имеют широких отверстий диафрагмы, способных обеспечить прохождение большого количества света даже в условиях низкой освещенности.
Второй способ легко использовать, если ваш объект съемки не движется. Если вы снимаете статичный объект, то затвор может оставаться открытым в течение нескольких секунд, и фотография все равно будет четкой. Но неподвижность и дети несовместимы.
Третий способ – увеличение ISO – до последнего времени был малоэффективным способом, но технологии, используемые в современных камерах, позволяют увеличивать ISO (в разумных пределах, конечно) без существенной потери качества изображения. Современные сенсоры камер настолько хороши, что вы можете использовать короткие выдержки, просто увеличивая ISO.
Съемка на ISO 3200 позволила мне получить достаточно резкую фотографию без использования вспышки.
Еще несколько лет назад большинство цифровых зеркальных камер не могли похвастаться высоким качеством изображения на ISO 400, 800, или 1600. На таких значениях ISO фотографии получались довольно шумными и зернистым, словно они были покрыты тонким слоем цветного песка. Сейчас же даже недорогие любительские камеры вроде Canon EOS 1200D или Nikon D3300 могут снимать вплоть до ISO 6400 без заметного ущерба общему качеству изображения.
Конечно, на ISO 6400 изображение никогда не будет таким же чистым и резким, как, например, ISO 100 или 200, но ISO 6400, по существу позволяет вашей камере захватить в 64 раза больше света, чем ISO 100 (или на 6 стопов больше). Это означает, что изображение, требующее на ISO 100 выдержку 1/15 сек, на ISO 6400 можно было бы снять на выдержке 1/1000 сек – очень удобно, если вашей целью является захват резкого изображения.
Этот способ невозможно использовать в Автоматическом режиме. Если вы не чувствуете себя достаточно уверенно для съемки в Ручном режиме, попробуйте воспользоваться Программным автоматическим режимом. Выбрав на диске выбора режима съемки P, вы можете задать значение ISO, а камера самостоятельно подберет соответствующую выдержку и диафрагму.
Совет 3: Старайтесь оптимально использовать имеющееся освещение
Один из лучших источников света доступен каждому из нас абсолютно бесплатно и располагается он в течение всего дня в небе над нашими головами. Тем не менее, хотя солнце, конечно, и хороший источник яркого света, но он наименее контролируемый. А это означает, что для его эффективного использования вы должны либо правильно располагать своих моделей, либо перемещаться так, чтобы свет освещал модель наилучшим образом. При работе со взрослыми, это довольно легко, но дети – совсем другое дело; они редко делают то, что вы хотите, а если и делают, то не могут оставаться в одном положении слишком долго.
Если вы предпочитаете делать фотографии, не вставая с дивана, то вы рискуете получить немало размытых, нечетких, слишком светлых или темных фотографий. Но если вы готовы пройтись по комнате, то сможете получить не только лучшую точку обзора, но и найти способы эффективнее использовать солнечный свет, падающий из окна.
Этот способ отлично работает, даже если вы снимаете не на зеркальную камеру.
В социальных сетях нередко можно встретить фотографии детей, размытые из-за того, что выдержка была слишком длинной для захвата движения, хотя света в кадре предостаточно.
Хитрость заключается в том, чтобы понять, где встать так, чтобы ребенок находился перед вами, а источник света – позади вас. Это поможет убедиться, что объект вашей съемки (являются ли им дети, взрослые, животные, растения, или что-нибудь еще) правильно освещен, а у вас достаточно света для использования короткой выдержки.
Как только вы начнете двигаться и учиться оптимально использовать имеющийся свет вместо того, чтобы стоять на месте и использовать вспышку, вы начнете получать гораздо меньше размытых фотографий, даже если вы снимаете на цифромыльницу или камеру смартфона.
Автор и фото: Саймон Рингсмут
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Технические моменты, которые надо знать
Выбор объектива
Прежде всего, давайте подумаем, как вы будете фотографировать детей? Если это группа детей в помещении, тогда лучше всего подойдет широкоугольный объектив 17-35 мм. Наши комнаты, как правило, позволяют использовать оптимальные «портретные» фокусные расстояния 50 -100 мм только для крупных планов. В полный рост модель дома вы уже ими не сфотографируете. Придется с этим смириться.
Если будем фотографировать портреты с близкого расстояния, то вполне подойдет объектив 50- 100 мм. Рекомендуется использовать нормальные фокусные расстояния (50 мм) или короткие телеобъективы (70-135 мм). Широкоугольные искажают черты, если человек расположен близко. При съемке портрета с объективом 17 мм могут получиться лица, как в мультфильмах: большая мордочка и маленькое тело. Или крупные башмаки и где-то вдалеке маленькая голова. Кстати, это тоже интересный художественный прием. Конечно, если модель обладает чувством юмора и не обидится.
На этом снимке хорошо показаны две главные ошибки при съемке портрета. Во-первых, снимок сделан на фокусном расстоянии в 35 мм с близкого расстояния, что искажает черты лица. Во-вторых, резкость наведена не на глаза, а на губы.
Если вы хотите фотографировать «вождей краснокожих» с безопасного расстояния, то можно использовать телеобъектив до 200 мм. В этом случае мы можем «охотиться» скрытно, чтобы наше присутствие не было заметным. Но для этого понадобятся большое открытое пространство, где вы можете отойти на нужное вам расстояние от объекта съемки.
Я предпочитаю фотографировать объективами, фокусное расстояние которых можно менять, так называемые зумы или вариобъективы 17-70 мм. Они дают нужную свободу, чтобы среагировать правильно на происходящие события, приблизить или отдалить объект, не сходя с места.
Как фокусироваться
Лучше всего, если объективы будут светосильными в пределах от f/1.8 до f/2.8, так как при выдержке в 1/200 секунды в помещении часто не хватает света, так что приходится открывать диафрагму, а при этом уменьшается глубина резкости.
И перед нами встает другая проблема: где фокусироваться? Лучше всего выставлять фокусное расстояние и диафрагму так, чтобы глубина резкости была достаточной и, как минимум, при съемке портрета все лицо было в резкости. Но если нет выбора, то фокусируемся по глазу, который ближе расположен к фотокамере.
Делая снимок в полный рост движущегося ребенка, некоторые фотографы предпочитают наводить резкость вручную. Они заранее «прицеливаются» в определенную точку, попросив кого-то позировать, затем ждут, когда ребенок окажется в этой точке, и нажимают на кнопку спуска. Данный метод отлично срабатывает, если вы снимаете прыжки, бег, спортивные соревнования, игры и что-то еще в таком плане.
Можно использовать метод предварительной фокусировки, описанный выше, на автомате, затем перевести в ручной режим фокусировки.
У меня не очень хорошее зрение и такой вариант не подходит, поэтому снимаю на автофокусе. Что сделать, чтобы автофокус не промахивался? Прежде всего, выставить фокусировку по одной точке. Если ребенок бежит вам на встречу или от вас, или качается на качелях, то можно использовать следящий автофокус. Обозначается Servo AF у фотоаппаратов Canon и Continuous-servo AF у Nikon. В этом случае фотоаппарат будет постоянно следить за предметом, когда он приближается к вам или отдаляется, если вы держите на половину зажатой кнопку спуска фотоаппарата (так называемый лок-фокус).
Существует еще специальная программа, про которую мне рассказали профессиональные фотографы. Она позволяет сделать кадр при срабатывании точки фокусировки. Называется Magic Lantern, работает с карты памяти и не требует прошивки фотоаппарата, что важно, когда он на гарантии. Этот софт есть не для всех камер, но точно работает для Canon Mark II 5D. Я такой программой не пользовалась, но может кому-то, из тех, кто читает эти строки, данная информация пригодится.
Использовать вспышку, фотографируя детей, или нет
Если есть такая возможность, то лучше использовать натуральный свет. Причем в яркую солнечную погоду, например, на пляже, даже автоматика прекрасно справится со своей задачей – сделать быстрый и четкий кадр. Если же этого недостаточно, хочется чего-то художественного, тогда придется думать нам.
Один из распространенных мифов заключается в том, что вспышка – это зло! Не могу согласиться. Просто надо уметь с ней работать. Все студийные фотосессии проводятся с использованием вспышки. Часто профессиональные фотографии на улице делают с помощью дополнительной подсветки. Только называются эти источники света не «вспышка», а «импульсный свет».
Как уже говорили, дети сидеть смирно не любят. Поэтому мы уменьшаем выдержку до 1/200 секунды. Чтобы добиться правильной экспозиции, что надо сделать? Правильно! Увеличить световой поток. И вспышка нам в этом поможет.
Лучше всего использовать внешнюю вспышку с насадками – рассеивателями. В идеале рассеивателем служит зонт или лайт-бокс. Если нет внешней вспышки, то в крайних случаях можно использовать встроенную, но смягчить ее, сделав самодельный рассеиватель или использовать фабричный.
Снимок сделан в яркий солнечный день, но в тени дерева. Использовалась вспышка.
Как может использоваться вспышка на улице? Зачем бегать днем с огнем? Летом вспышка может помочь при съемке в полдень, чтобы смягчить жесткие тени. В этом случае ее мощность слегка снижают, в зависимости от интенсивности окружающего освещения. Часто этот прием используют при контровом освещении, когда солнце красиво подсвечивает волосы модели сзади, а вспышка – лицо спереди.
Но не забудьте, что дальность действия вспышки ограничена ее характеристиками. Поэтому выбирайте правильную дистанцию от вспышки до модели. Если вспышка распложена далеко, тогда она бесполезна. Если слишком близко, то нужно регулировать мощность импульса, чтобы не было пересветов.
А так же вспышка выручит, когда снимаем в тени здания или под деревьями. Хотя в этом случае можно обойтись без нее, если удастся выставить правильную экспозицию. Еще важный момент. Вспышка для подсветки теней помогает избежать шумов в этих областях.
Прямая встроенная вспышка дает жесткие тени и красные глаза. Но иногда овчинка выделки стоит, если мы хотим запечатлеть какой-то особый момент, а ничего другого нет под рукой.
Если на улице фотографировать детей просто, то в домашних условиях может не хватить света. В таких случаях есть два пути. Во-первых, ждать, когда солнышко войдет в дом, и совместить два солнышка в одном месте: ребенка и солнечные лучи. Либо снимать около окна, подсвечивая отражателем с теневой стороны. Причем это можно делать даже в пасмурную погоду.
Если нам нужно использовать вспышку, то по возможности отражаем ее от потолка или от стены. Помните, что глаза детей особенно чувствительны! К тому же прямая вспышка оставляет жесткие тени. Чтобы не было теней под глазами, можно выдвинуть на вспышке «лепесток» или сделать самодельный из белого куска картона.
При работе с отраженным светом, обязательно обращайте внимание на цвет, в который окрашены стены и потолок помещения. Если стены выкрашены, например, в зеленый цвет, то свет отразится от них и на снимке будет соответствующая цветовая доминанта, от которой сложно избавиться.
Если мы фотографируем фронтальной вспышкой в помещении, например, в нашей квартире, то такой тип освещения позволит визуально «прибрать комнату», так как главный импульс света будет направлен на ребенка и экспозамер будет сделан по нему, а весь задний план будет затемнен, так что в этой темноте будет сложно разглядеть наш творческий домашний беспорядок. К тому же при постобработке можно дополнительно затемнить нежелательные участки. Вот такая маленькая женская хитрость.
Этот портрет старшей дочери был сделан именно так: внешняя вспышка, отраженная от потолка и легкая обработка заднего фона.
А вы говорите, что вспышка – это зло! Нет, это ваше маленькое ручное солнышко.
Фотографируем детей играя
Когда мы просим малыша посмотреть в камеру, очень часто добиваемся обратного эффекта: ребенок отворачивается и прячется. Что делать?
Решить эту проблему может игра. Запаситесь терпением. Большинство детей не слушают инструкций фотографа: «Сядь прямо, смотри сюда!». Нужно создать такую обстановку, чтобы они вели себя естественно, выжидать нужный момент, общаясь с ними, играя.
Когда фотографируем детишек в возрасте нескольких месяцев до года, то можно привлечь их внимание, используя специальные игрушки, которые одеваются на объектив фотоаппарата. Их можно сделать и своими руками.
Со старшими детками гораздо проще общаться. С ними уже можно вести диалог. Хорошо, если удастся заставить детей смеяться. Можно играть в прятки, когда мама или ассистент прячется позади фотографа и выглядывает: «Ку-ку!».
Есть еще одна интересная игра, которую придумал замечательный детский фотограф Игорь Губарев . Ребенок стоит к нам спиной. В это время мы наводим резкость, настраиваем экспозицию, после этого даем сигнал: «Лови меня глазками!». Ребенок должен повернуться и найти, где находится фотограф.
Когда делаем фотографию группы детей, то ситуация усложняется. Не важно, сколько лет нашим маленьким друзьям, ведут они себя в стае весьма активно! Поэтому с одной стороны вы должны добиться естественности поведения, а с другой – взять ситуацию под контроль. Для этого хорошо подходят сюжетные игры. Например, скажите им, что они пираты или феи. Попросите всех закрыть глаза и на счет «три» открыть. В этот момент делайте снимок, тогда все получатся с открытыми глазами.
В моей практике помогало, когда я показывала детям результаты фотосъемки на дисплее. Если до этого они относились к тете с фотоаппаратом с настороженностью, то после показа снимков, начинали активно позировать и участвовать в фотосессии. Но в этом есть и подводные камни. Во-первых, дети вам проходу не дадут сделать, пока им не надоест фотографироваться. Во-вторых, позируя, они теряют естественность. Так что если у вас постановочная съемка, то имеет смысл показать, что получилось на первых кадрах. Если это репортаж, то лучше демонстрировать снимки в конце фотосессии.
Если дети взрослые, то можно провести эксперимент: дать им камеру в руки. Пусть фотографируют друг друга. Будем надеяться, что при этом камера останется целой, и такие снимки можно будет показать бабушке без страха, что у нее случиться сердечный приступ.
Ракурс съемки
Съемка сверху показывает, как малы дети. Если к тому же фотографировать близко и широкоугольником, то голова получится очень большой. В большинстве случаев это смотрится как карикатура. Но в тоже время, съемка снизу делает из детей гигантов. Иногда это им нравится. Самое лучшее положение, когда фотограф делает снимок на уровне глаз ребенка. Поэтому детскому фотографу нужно научиться передвигаться полуприсядью, ползать по-пластунски и перемещаться с ловкостью ящерицы.
Ребенок – это маленький человечек в мире взрослых Гулливеров. Поэтому очень интересно получается, если фотографировать его в масштабе со «взрослыми» предметами: с большими ложками, в папиной шляпе или маминых туфлях.
Как хранить детские фотографии
Детские фотографии – это продукт, который со временем только растет в цене. Поэтому не жалейте места на жестком диске. Настройте вашу камеру, чтобы получить снимки в максимальном разрешении и с наилучшим качеством, если снимаете в jpg.
Снимайте в RAW формате, не экономьте на карте памяти. Фотосъемка детей приравнивается к сложному фоторепортажу, так как приходится работать в постоянно изменяющихся условиях и действовать быстро. Поэтому запаситесь достаточным количеством карт памяти, так как многие снимки у вас уйдут в мусор, а оставшиеся нужно будет править в графических редакторах.
Придя домой, сохраните оригиналы и никогда не работайте напрямую с ними, чтобы избежать перезаписи измененной версии поверх оригинала. Со временем вы научитесь лучше обрабатывать снимки, появятся более прогрессивные графические редакторы и вам захочется вернуться к исходнику. Поэтому храните его в оригинальном размере и неизмененным.
Типичные ошибки при съемке детей
- Отрезанные ноги, руки, головы.
- Искажение пропорций тела за счет неправильного фокусного расстояния и точки съемки
- Закрытые глаза (исключение – творческий замысел).
- Ребенок получается нерезким, на портрете нерезкие глаза
- Задний план содержит много лишних объектов, видна неубранная комната
- Кроме ребенка много лишних предметов в кадре
- На фото в солнечный день видна тень фотографа
- На фото видна дата съемки
- Ребенок отвернулся
- Не надо фотографировать плачущих детей. Им будет неприятно потом смотреть эти кадры.
- Не публикуйте фотографии голых детей в сети.
- Учитесь обрабатывать фотографии!
- Самая главная ошибка: НЕ фотографировать своего ребенка, боясь совершить все предыдущие промахи! Все равно самая плохая по качеству фотография нашего ребенка – лучше всех!
Вот такими мыслями на тему, как фотографировать детей мне хотелось поделиться с вами сегодня.
И теперь небольшое задание:
ДЛЯ НОВИЧКОВ
- Сфотографируйте вашего ребенка, когда он занимается чем-то в спокойной обстановке. Обратите внимание, чтобы было видно лицо, а не только склоненная макушка.
- Сфотографируйте ребенка в полный рост сверху. Следите, чтобы ноги, руки и голова не были отрезаны.
- А теперь буквально лягте на пол и сделайте снимок снизу. Сравните два кадра. Какие выводы можно сделать? Как меняются пропорции тела в зависимости от точки съемки?
- Просмотрите ваши фотографии из архива. Какие типичные ошибки вы допускаете чаще всего?