Эмоциональное воздействие цвета в фотографии

Основы фотографии

Зачем фотографии цвет

Зададимся лучше вопросом: а зачем вообще в фотографии цвет и каким он должен быть, чтобы быть уместным? Вопрос кажется глупым, но потому, что мало кто его себе задаёт, так много вычурных, кричащих, или наоборот, вялых и блеклых цветов производят фотолюбители по всему миру.

  • Цвет придаёт фотографии достоверность, документальность. За редким исключением, люди видят мир цветным. Один из самых важных выводов отсюда — любое искажение цвета должно иметь эстетическое обоснование, понятное зрителю. «Я дальтоник, я так вижу!» — тоже вариант, если зритель об этом факте знает.
  • Цвет помогает акцентировать смысловые и визуальные центры изображения. Чем ярче объект — тем больше внимания к себе он привлекает. таким образом, цвет может помочь вам в выстраивании композиции, а может и помешать.

На кричащем фоне потеряется любой объект. Помните: фон должен не спорить с объектом съёмки, а дополнять, развивать и подчёркивать его.

цвет в фотографии
Разница в цвете минимальна, но в первом примере более активный фон забирает на себя больше внимания, чем хотелось бы
  • Цвет в фотографии помогает выстраивать объем и геометрию кадра. Чем ближе объект съёмки — тем ярче цвет. Насыщенность удаленных объектов всегда ниже, чем насыщенность цвета близких объектов съёмки. Исключения могут быть в пейзажной, или наоборот, в макросъёмке, но правило неизменно: воздушная дымка снижает насыщенность цвета удаленных объектов съёмки.
  • Цветовой тон, общая температура цветовой гаммы помогают зрителю понять, в каких условиях запечатлен объект: зима-лето, природа-помещение, утро-вечер.

Это — базовые моменты, которые надо иметь в виду, оценивая снимки в процессе редактирования. Цвет в фотографии как дополнительное измерение может многократно усилить впечатление от снимка, а может вовсе его убить.

Основные цветовые модели

Основные цветовые модели

Цветная фотография изначально подражала живописи, поэтому большинство приёмов, композиционные решения и работа с цветом были взяты именно у художников. В фотографии, как и в живописи, принято использовать шесть основных цветовых схем:

  • Монохромная;
  • Аналоговая;
  • Комплементарная;
  • Комплементарная триада;
  • Триада;
  • Прямоугольник.

Монохромная схема

Монохромная схема

В монохромной схеме используются разные оттенки одного цвета. Снимки, выполненные в одной цветовой гамме, лишены сильного контраста и производят впечатление тишины и покоя. В такой схеме можно снимать голубовато-белый зимний лес или пустыню в охристых и коричневатых оттенках.

Аналоговая схема

Аналоговая схема

В аналоговой схеме используются близкие или соседние цвета без высокой насыщенности. Это может быть сочетание синих, зеленоватых и бежевых пастельных тонов. Такая палитра часто встречается в природе. В этой романтической гамме можно снимать портреты и пейзажи. Спокойные и уравновешенные фотографии можно использовать в интерьере любых помещений.

Комплементарная схема

Комплементарная схема

В комплементарной схеме используются цвета, находящиеся в противоположных секторах цветового круга. Это очень контрастная схема. В таких фотографиях доминируют пары жёлтый-фиолетовый, красный-зелёный или другие контрастные сочетания. По комплементарной схеме можно снимать спортивные состязания или другие динамичные сюжеты.

Комплементарная триада

Комплементарная триада

В комплементарной триаде, противоположный цвет заменяется на два соседних с ним. Примером такого решения могут быть сочетания красного, жёлто-зелёного и сине-зелёного. Простая триада включает в себя три цвета, которые находятся на одинаковых расстояниях друг от друга в цветовом круге. Такое цветовое решение сохраняет высокую контрастность даже при использовании ненасыщенных оттенков.

Прямоугольник

Прямоугольник

Прямоугольник или квадрат объединяет в себе две комплементарные пары. Это сложная схема, так как разные цвета плохо сочетаются. Многие начинающие фотографы стараются снимать как можно больше цветных деталей одновременно. Из-за этого снимок получается перегруженным и почти невозможно выделить основной объект и сюжетную линию.

Эмоциональное воздействие

Цвет очень важен на фотографии, так как он является средством эмоционального воздействия на зрителя. Каждое цветовое сочетание по-разному влияют на человека, поэтому от него во многом зависит восприятие фотографии. Все цвета делятся на тёплые и холодные. К тёплым тонам относятся красный, оранжевый, желтый, коричневый и все их оттенки. Холодные включают в себя зелёный, синий и фиолетовый. Тёплые тона несут в себе активный положительный заряд. На фотографии они сразу акцентируют на себе внимание зрителя. В естественной природе доминируют холодные тона, поэтому пейзажи, включающие в себя небо море или зелень, действуют успокаивающе. Чаще всего в повседневной жизни приходится сталкиваться со следующими цветами: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Каждый из них имеет свою эмоциональную окраску.

Красный

Красный

Красный один из самых активных в эмоциональном плане, хотя в природе он встречается достаточно редко. Он символизирует борьбу, силу и страсть. Оттенки красного можно встретить, снимая восход или закат солнца. Если фотографу удаётся снять в дикой природе снегиря или дятла с яркими красными пятнышками это можно считать большой удачей. При съёмке портрета красный элемент одежды или соответствующий макияж сразу привлечёт внимание к фотографии.

Оранжевый

Оранжевый

Оранжевый, а также все его оттенки, включая охристый и коричневый, в природе встречается почти повсеместно. Кора деревьев, песок, глина, некоторые растения и овощи окрашены именно в эти оттенки. Оранжевый хорошо передаёт ощущение тепла, но в несколько меньшей степени, чем красный. Снимая сочетание оранжевого с любым из холодных тонов, можно рассчитывать, что фотография будет удачной.

Жёлтый

Жёлтый

Жёлтый самый яркий, поэтому на фотографии он сразу заметен. Все его оттенки считаются эталоном удачи и оптимизма. При пейзажной съёмке желательно найти возможность включить в кадр хоть немного жёлтого. Снимая портрет в помещении снимок можно оживить, используя в интерьере вазу с букетом жёлтых цветов.

Зелёный

Зелёный

Зелёный относится к очень распространённым. Его очень много в живой природе. Среди всех цветов человеческое зрение различает больше всего оттенков именно зелёного, включая глубокий зелёный, ядовито-зелёный, ярко-зелёный и множество их сочетаний и вариаций. Из холодных тонов зелёный является самым тёплым, так как он символизирует жизнь и создаёт ощущение спокойствия.

Синий

Синий

Этот цвет самый распространённый в природе, так как он в него окрашено небо, моря, океаны и другие водоёмы. Синий достаточно спокойный и неактивный. Он олицетворяет собой даль и пространство. Оттенки синего на фотографии могут вызвать противоречивые эмоции. Так тёмно-синий или ультрамариновый вызывает лёгкое состояние тревоги, как предчувствие грозы, шторма или бури. Чистое светло-голубое небо это уже позитив и покой. Если снимать объект в синей гамме, на фотографии он будет выглядеть чересчур холодным, поэтому снимая синеву её нужно «разбавлять» тёплыми тонами.

Фиолетовый

Фиолетовый

Фиолетовый нечасто можно встретить в природе. В виде оттенков он может присутствовать в восходах и закатах и в окраске некоторых растений. Многие фотографы при съёмке портретов избегают снимать модели в фиолетовой одежде, хотя считается, что фиолетовый – это признак власти и богатства. Этого оттенка на фотографиях не должно быть слишком много, поэтому его нужно вуалировать тёплыми контрастными тонами.

Цветовые сочетания

Кроме отдельных цветов в фотографии важны также их сочетания. Это могут быть два цвета или сложная многоцветная композиция. Комбинации могут быть удачными и, наоборот, вызывающими негативное восприятие. Хорошо смотрятся на снимке дополняющие цвета. Они, как правило, образуют контрастное сочетание и подчёркивают друг друга, не вступая в противоречие. Сочетание при съёмке тёмно-коричневого, лилового и тёмно-синего является неудачным из-за отсутствия контраста и общего мрачного тона. С другой стороны фотография развалин древнего замка и чёрные стволы деревьев на фоне тёмного, предгрозового неба выглядит очень драматично и эмоционально. Таким образом, многое зависит от того, какого результата хочет добиться фотограф.

Научить правильно работать с цветом очень сложно, поскольку у каждого человека есть свои любимые оттенки и их сочетания, которые не всегда совпадают с общепринятыми канонами. Многие фотомастера считают, что если строго следовать всем классическим правилам, как использовать цвет в фотографии, то невозможно стать хорошим фотохудожником. Поэтому нужно много снимать, стараясь не работать по подсказкам, а использовать свои собственные решения.

Источники: https://aromaesthetica.ru/pravila-tsvetnoj-fotografii/, https://my-photocamera.ru/osnovy-foto/kak-ispolzovat-cvet-v-fotografii.html
Елена Габитова

Закончила филологический факультет Курского Пединститута. Пишет на одном дыхании прозы, стихи и статьи. В совершенстве владеет ивритом.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий