Как настроить цветовую температуру баланс белого

Уроки

В словаре yourdictionary.com указано, что баланс белого – это «настройка, компенсирующая разницу цветовой температуры в окружающем свете». Что нужно знать о цветовой температуре? Покупая лампочки для дома, вы обращали когда-нибудь внимание на различную маркировку? Мягкий белый, яркий белый, дневной свет? И бывало ли так, что вы в спешке покупали одну, затем приходили домой и понимали, что ее свет отличается от других лампочек в доме? Это происходит из-за разницы в цветовой температуре ламп освещения. Цветовая температура измеряется в кельвинах и маркируется буквой К. Лампы мягкого света имеют 2700-3000 К, яркого или холодного – 3500-4100 К, дневного – 5000-6500 К. Отметку 5500 К обычно считают стандартом для дневного света. Температура света свечки занимает самое нижнее место в списке – 1900 К, в то время как безоблачное небо расположилось на другом конце с температурой 10000 К.

Для целей фотографии нам достаточно знать, что температура слабых источников света и внутреннего освещения обычно ниже, а более яркий свет имеет большую температуру. Чем ниже температура, тем оттенок желтее, а чем она выше – тем синее. Чтобы иметь представление об оттенках в разных условиях освещения, обратите внимание на таблицу ниже. В ней приведены не совсем точные цифры, но их можно использовать для обобщенного понимания.

Как настроить цветовую температуру баланс белого

Различные цифровые камеры отличаются по способу установки Баланса Белого. Так что вам придется вооружится руководством по эксплуатации вашей камеры и изучить, как вносить изменения. Следует заметить, что многие камеры имеют как автоматические, так и полуавтоматические режимы установок.

Вот некоторые базовые установки Баланса Белого, которые вы можете найти в камерах:

Авто – это режим, при котором камера, исходя из условий освещения, делает наилучший снимок. Вы убедитесь, что он работает во многих ситуациях, но не стоит его использовать в условиях более сложного освещения.

Лампа накаливания – этот режим обычно обозначен значком лампочки и предназначен для съемки в помещении, особенно с использованием ламп накаливания (освещение лампами). Он в целом понижает температуру на изображениях.

Флуоресцентная лампа – этот режим компенсирует «холодный» свет флуоресцентной лампы и делает снимок более теплым.

Дневной свет/Солнечно – не все камеры имеют эту установку, так как она передает световую температуру, как при «нормальной» установке Баланса Белого.

Облачно – эта установка делает снимок более теплым, чем режим «Дневной свет».

Вспышка – вспышка камеры может давать достаточно холодный оттенок, так что в режиме Вспышка изображение станет теплее.

Тень – свет в тени в основном более прохладный (голубоватый), чем при съемке в условиях прямого солнечного света, так что этот режим сделает снимок немного теплее.

В большинстве случаев вы можете получить достаточно точный результат, используя упомянутые выше режимы Баланса Белого. Но некоторые цифровые камеры (большинство зеркалок и камеры классом выше) позволяют регулировать Баланс Белого в ручном режиме.

Способ его установки немного отличается в разных моделях фотокамер. Но в целом, что нужно сделать, так это задать вашей камере белый цвет, как отправную точку того, как будут выглядеть остальные цвета на снимке. Вы можете сделать это, купив себе белую (или серую) карту, которая специально разработана для этих целей. Или вы можете найти вокруг другие подходящие для этого предметы.

Я сделал это с помощью таких двух снимков.

Первый снимок с изображением нескольких книг на книжной полке моей жены был сделан в режиме Авто. Освещение в моей комнате состоит из трех лампочек и в результате изображение вышло достаточно теплое или желтое.

баланс белого в фотографии

После этого снимка с помощью белого листа бумаги я показал камере, каким должен быть белый цвет. Затем я сделал второй снимок с этими установками и получил следующий результат – как видите, цвета выглядят гораздо натуральнее, чем на первом снимке.

 

баланс белого в фотографии

Эти установки делать не сложно, как только вы разберетесь, как их изменять в меню вашей камеры. Научитесь это делать, оно того стоит.

Как же настроить баланс белого в камере?

Приведём пример для фотоаппаратов двух марок — на Canon и Nikon. В зависимости от модели может меняться количество настроек и их расположение. Тем не менее, у всех камер обозначение одинаковое (WB).

Баланс белого

Каждый из режимов устанавливает конкретное значение цветовой температуры. На примере режима лампы накаливания видно, что камера устанавливает значение температуры в 3200К.

Учитывайте тот факт, что при установке температуры задача камеры компенсировать тот или иной оттенок. При съёмке жёлтых объектов (3200К и ниже) камера будет «синить» также при съёмке холодных камера будет «желтить». Аналогичную компенсацию цветовой температуры можно заметить при работе в редакторе. На изображении видно, что температура указанная справа (2776) должна быть очень жёлтой, но ползунок находится на синем участке. Это ещё один хороший пример компенсации цветовой температуры.

Баланс белого

В этом режиме вы сами выставляете температуру.

Баланс белого

Здесь необходим баланс белого для ручной установки. Для этого выбираете этот режим и делаете кадр с серой картой. Затем указываете камере этот кадр как эталонный. Камера автоматически выставляет баланс белого и запоминает его. Теперь можно снимать в этих условиях, не боясь, что камера изменит цветовую температуру.

Для проверки баланса белого можно использовать инструмент «Пипетка». Пипетка покажет нам 3 канала пикселя в изображении, а именно красный, синий и зелёный.

Баланс белого

Здесь видно, что на сером небе синего больше, чем других цветов.

Баланс белого

Здесь мы достигли почти правильного баланса белого. Все три цвета имеют почти одинаковое процентное соотношение. Синего канала больше, так как свет из окна был холодным.

Бывает так, что кадр пересвечен, в таком случае все три канала будут на отметке 100%. Это говорит о том, что информация о цвете на кадре утеряна. Мы не сможем восстановить цвет, а если попытаемся, то получим просто серое пятно. Именно поэтому иногда имеет смысл недоэкспонировать кадр ради деталей и информации в светлых участках.

Необязательно постоянно использовать пипетку во время обработки для определения цветовой температуры. В большинстве случаев мастера определяют баланс белого на глаз. В этом случае, большую роль играет цветопередача монитора. Про цветопередачу мониторов и другие различные нюансы можно почитать в статье.

Автор статьи: Андрей Никитин

Что такое шкала Кельвина?

Цвета (иногда соответствуют температуре) света измеряется с помощью «шкалы Кельвина». Шкала Кельвина была создана в результате многих физических экспериментов и исследований по изучению длины волны путем нагрева черных объектов различных температурах. Может быть, эти знания не помогут вам в создании великолепных фото, но знать о том, что есть шкала измерения баланса белого — нужно, необходимо помнить и о том, что чем меньшее число Кельвина, тем более красный цвет света, более высокие значения соответствуют, синим оттенкам. Не стоит запоминать все возможные значения (а их довольно много) что бы точно настроить свой фотоаппарат, достаточно уловить основную идею, и понять принцип перехода из одного цвета в другой, именно это и пригодится вам на практике.

White-Balance-Correction-Example-600x197Чувствуете разницу?

Практика

Большинство камер обладают стандартным набором предустановок баланса белого:

Автоматический режим (AWB или Auto)

Камера самостоятельно оценивает цветовую температуру освещения и пытается добиться нейтральной цветопередачи. Этот режим неплохо работает в ясную погоду для открытых сцен, но объекты, расположенные в тени могут получиться слишком синими. Это особенно неприятно при съёмке портретов. Как правило, при использовании автоматического баланса белого я делаю цвета более тёплыми с помощью тонкой настройки, если конечно камера позволяет независимо настраивать каждый режим.

Автоматический баланс белого работает более уверенно, если в кадре присутствуют белые объекты, которые он может принять за эталон. Если ничего белого в кадре не наблюдается, он попросту усредняет цветовой баланс, а это не всегда хорошо. К примеру, при съёмке закатного неба вы наверняка хотели бы сохранить его тёплые, золотисто-малиновые тона, а вот ваша камера постарается их нейтрализовать, стремясь к нейтральному балансу, и сделает небо серым и скучным.

Использование режима Auto оправдано при смешанном освещении, когда свет от разных источников имеет различную цветовую температуру. Таково, например, освещение ночного города. Камера сбалансирует цвета отдельных источников с тем, чтобы ни один из них не доминировал.

Солнечный свет (Daylight)

Применяется для съёмки сцен, освещённых прямым солнечным светом с цветовой температурой 5000-5500 K. На мой вкус цвета при этом получаются излишне холодными, и потому я сравнительно редко использую этот режим. Исключение я делаю для тех случаев, когда мне хочется специально подчеркнуть холодное освещение.

Баланс белого - Daylight

Эта присыпанная снегом ветвь голубой ели – один из редких случаев, когда холодный баланс белого Daylight меня полностью устраивает.

Тень (Shade)

Хитрый режим для ситуаций, когда небо ясное, но объект съёмки расположен в тени и прямой солнечный свет на него не попадает. В этом случае основным источником света оказывается открытое небо. Небо синее, потому что молекулы воздуха, а также частицы пыли хорошо рассеивают именно коротковолновую часть солнечного спектра. В итоге цветовая температура в тени достигает 8000 K. Обычный солнечный баланс белого оставил бы всё синим и холодным, теневой же баланс белого, добавляя изрядное количество оранжевого цвета, возвращает сцене естественный вид.

Режим Shade хорош при съёмке в контровом свете, поскольку обращённая к вам сторона объекта опять же освещена лишь синим небом. Кроме того, я использую Shade всегда, когда мне нужно подчеркнуть тёплые тона, пусть даже и в ущерб реалистичности. Съёмка на закате – отличный пример подобной ситуации.

Баланс белого - Auto

Auto WB. Солнце уже взошло, но мостки на берегу озера укрыты от прямых солнечных лучей стеной леса. Единственный источник освещения в данном случае – это холодное синее небо.

Баланс белого - Shade

Я использовал баланс белого Shade, чтобы скомпенсировать излишнюю синеву.

Облачно (Cloudy)

Что-то среднее между Daylight и Shade. Предназначен для съёмки в пасмурную погоду, когда всё небо затянуто облаками и цветовая температура лежит в районе 6000 K. Тем не менее, я использую этот режим в большинстве случаев, в том числе и в солнечные дни. И люди, и пейзажи кажутся мне более привлекательными в тёплом свете. Если ради красоты кадра мне нужно пожертвовать точной цветопередачей, я делаю это без колебаний.

Баланс белого - Auto

Auto WB.

Баланс белого - Cloudy

Cloudy. Здесь мне хотелось придать камням на переднем плане более тёплый тон.

Баланс белого - Auto

Auto WB.

Баланс белого - Cloudy

Cloudy. Не могу сказать, что второй снимок однозначно лучше. Мне нравится, что цвет опавшей листвы стал теплее и естественнее, но мы потеряли голубоватый оттенок тумана на заднем плане. Выбор за вами.

Баланс белого - Daylight

Казалось бы Daylight – очевидный выбор, но цвет крыши мне совсем не по душе. Он должен быть более насыщенным.

Баланс белого - Cloudy

А вот Cloudy дал именно тот цвет, который мне хотелось увидеть.

Лампы накаливания (Tungsten или Incandescent)

Очень холодный баланс, рассчитанный на нейтрализацию оранжевого света ламп накаливания с цветовой температурой около 3000 K. Снимки, сделанные вечером при искусственном освещении, в режиме Tungsten начинают выглядеть естественно. Если же вы примените этот режим днём, то кадр окрасится интенсивным синим цветом. Попробуйте добавить к этому недодержку на 1-2 ступени – и сцена будет выглядеть так, как будто снята глубокой ночью.

Баланс белого - Auto

Auto WB. При свете ламп накаливания задремавшая кошка кажется ярко рыжей, а ведь на самом деле она практически серая.

Баланс белого - Incandescent

Incandescent. Эдак больше похоже на правду.

Баланс белого - Auto

Auto WB. Свет натриевых уличных фонарей очень тёплый, при том что на дворе трескучий мороз, а мне хотелось бы подчеркнуть этот факт.

Баланс белого - Incandescent

Баланс белого Incandescent сделал снимок значительно холоднее.

Люминесцентные лампы (Fluorescent)

Разные типы люминесцентных ламп имеют различную цветовую температуру, а также различную степень смещения в зелёный цвет. Как правило, камера содержит несколько предустановок баланса белого для ламп разного типа. Помимо прямого своего назначения, эти предустановки хороши для намеренного искажения цвета неба на закате или на рассвете. Пытаясь скомпенсировать зелёное смещение люминесцентных ламп, камера поневоле подчёркивает пурпурные тона, чего мы, собственно, и добиваемся.

Вспышка (Flash)

Баланс белого откалиброван по встроенной в камеру вспышке. При включении вспышки многие камеры сами переходят в этот режим. Если вы используете отдельную вспышку, то автоматический баланс белого будет предпочтительнее. Для студийных вспышек режим Flash также непригоден, поскольку их цвет может различаться в зависимости от производителя.

Предустановленный баланс белого (Preset, Custom или Manual)

Если ни одна из имеющихся предустановок вас не устраивает, на помощь приходит возможность установить баланс белого самостоятельно. Необходимо сфотографировать какой-нибудь объект, который должен быть нейтрального цвета (подойдёт белая майка или что-нибудь в этом роде) и камера сбалансирует цвета относительно указанного ей эталона.

При студийной съёмке, когда аккуратная цветопередача критична, баланс белого устанавливают по листу белой бумаги или же по специальной серой карте.

Баланс белого - Auto

Auto WB при всём старании не смог сообразить, что белая бумага, на которой лежат коричные палочки, должна быть именно белой.

Баланс белого - Preset

Принудительно установив баланс белого по свободному от корицы участку бумаги, я добился корректной цветопередачи.

Если вы настроите баланс белого, наведя камеру на что-нибудь цветное, она сделает этот цвет нейтральным и будет вычитать его из всего, что ей подвернётся. Настройте её по синему небу и ваши снимки станут оранжевыми, настройте по зелёной траве – всё окрасится пурпурным цветом.

Это искусство, и вы вольны поступать так, как вам заблагорассудится, при условии, что это идёт на пользу вашим снимкам.

***

«Правильного» баланса белого не существует. Используйте тот, что отвечает вашему вкусу и наилучшим образом подходит для снимаемой сцены, даже если это и потребует немного исказить реальность.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Спектральный состав света, отраженного от объекта, зависит от цветовой температуры источника освещения. Человеческий мозг может адаптироваться к изменению условий освещения, поэтому человек воспринимает белый цвет независимо от того, где расположены белые объект — в тени, под прямыми солнечными лучами или освещенные лампой накаливания.

Проще говоря, Баланс Белого — это то, как ваша камера «видит» белый цвет, а значит и все остальные цвета на фотографии.

Цифровые камеры, в отличие от пленочных, могут подобным образом адаптироваться в соответствии с цветовой температурой источника освещения. Этот процесс называется регулировкой «баланса белого». Для получения на снимке естественных цветов нужно установить перед съемкой значение баланса белого, соответствующее источнику освещения.

Для пленочных фотокамер цветовой баланс настраивается правильно подобрано пленкой и использование конверсионных (меняющих цветовую температуру) фильтров.

В идеале, фотография должна выглядеть как если все объекты освещались нейтрально-белым светом. Такие условия съемки есть только в фотостудиях, причем там, где стены окрашены в нейтрально серый цвет.

баланс белого

Идеальный баланс белого нужен не всегда. Например, в художественной фотографии баланс белого может быть использован как инструмент для создания настроения снимке. Остальные ситуации требуют правдивой передачи цветового баланса.

Баланс белого

На цифровых камерах баланс белого настраивается через меню до съемки. Этого достаточно только для съемки в студии, где все источники света с одной цветовой температурой и их свет не отражается от цветных стен. Тогда можно установить точную цветовую температуру в кельвинах.

Баланс белого

В остальных случаях баланс белого «пляшет». Особенно сильно это проявляется на репортажной съемке, когда ситуация и условия освещения постоянно меняются.

Баланс белого

Если вы снимаете в RAW формате исправить баланс белого очень легко. Для этого в RAW-конвертерах существует настройка баланса белого, где можно указать либо тип освещения, либо автоматический режим.

Баланс белого

Если вы будете недовольны результатом, можете воспользоваться пипеткой. Вы можете выставить значение цветовой температуры вручную. Кроме точности цветопередачи, ручная работа с цветовой температурой дает огромные возможности для художественной обработки кадра.

Для более точной передачи баланса белого в цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по снимку. В примитивном случае — вы фотографируете белый лист бумаги и камера ориентируется по этому изображению. Но лучше всего использовать так называемую «Серую карту».

Баланс белого

Это пластинка серого цвета с помошью которой можно максимально точно выставить Баланс Белого. Почему именно серая? Потомучто 100% белой бумаги не существует. При производстве бумаги, для отбеливания используются различные красители, серая карта — по настоящему серая, т.е. производители гарантирут, что это сочетание только черного и белого цветов. Именно поэтому максимально точный Баланс Белого можно выставить только по серой карте, так как при обработке, цвет серой карты будет браться за эталон серого цвета и в зависимости от него будут изменяться все остальные цвета на фотографиях.

К сожалению, серую карту возможно использовать только при стабильных световых условиях. Т.е. по сути — только во время съемки в студии. В остальных случаях — освещение может измениться, а значит, подобранный по серой карте, ББ будет уже не соответствовать новым условиям съемки.

Источники: https://photo-monster.ru/books/read/balans-belogo-rukovodstvo-dlya-nachinayuschih, https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/oznakomlenie-s-balansom-belogo, https://zen.yandex.ru/media/id/59367381d7d0a62756e9cf32/balans-belogo-5aa02285ad0f220675424f84, https://cameralabs.org/3094-balans-belogo-i-vse-chto-vi-dolzhni-o-nem-znat, https://vasili-photo.com/articles/white-ballance.html, https://fototips.ru/praktika/balans-belogo/
Елена Габитова

Закончила филологический факультет Курского Пединститута. Пишет на одном дыхании прозы, стихи и статьи. В совершенстве владеет ивритом.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий