Использование отражателя при съемке на улице
Чтобы выделить модель из окружающего пространства при помощи естественного освещения, я рекомендую использовать отражатель с серебристой поверхностью. Оставьте модель в тени и попробуйте отразить яркие солнечные лучи на лицо. Помните, что угол падения равен углу отражения, соответственно располагайте отражатель напротив солнца, как будто вы пускаете солнечного зайчика. Заменой фабричному отражателю может служить автомобильный отражатель, кусок серебристого изоляционного материала, кусок картона, обклеенный фольгой – все, что имеет серебристую поверхность и способно отразить свет. Как я прочитала недавно в статье одного свадебного фотографа: «Имидж — ничто. Результат — все».
Почему именно серебристый отражатель? Потому что он не искажает цветовую температуру солнечного света, в отличие от золотого, например. Золотой отражатель придает объектам теплый оттенок и желтоватый цвет, от которого потом трудно избавиться в графическом редакторе. Также серебряный отражатель обладает лучшими отражательными свойствами по сравнению, например, с белым. «Серебро» светит сильнее, поэтому я его люблю больше.
Съемка на улице на закате
В это время солнце находится низко над землей, благодаря чему можно выстраивать красивые схемы освещения прямо на улице. Если вам неважно само закатное небо и его яркие краски, расположите модель лицом или полубоком на солнце. Теневую сторону лучше подсветить отражателем, но можно снимать красивые портреты на улице и без него.
Если вы хотите запечатлеть все краски закатного неба, то придется либо пожертвовать деталями на лице модели, либо использовать дополнительные источники освещения. Дело в том, что в контровом свете (когда закатное солнце находится за спиной модели), динамического диапазона фотоаппарата не хватает, чтобы нормально проэкспонировать и яркое небо, и лицо модели. Если вы сделаете экспозамер по лицу модели, небо окажется в пересвете. Если выставить экспозицию по небу, то модель превратиться в темный силуэт. Силуэтная съемка тоже имеет свою изюминку, но еще интереснее смотрятся полноценные портреты на фоне заката.
Для этого используют отражатель, чтобы подсветить модель. Если интенсивности света от отражателя недостаточно, то применяют дополнительные источники – внешние вспышки прямо на камере или на стойках. Можно использовать 1-4 вспышки в зависимости от возможностей и желаемого эффекта. Вспышки можно использовать вместе с зонтами (на просвет или на отражение) для получения более мягкого рисунка, или без насадок (для получения более фактурного и жесткого освещения).
Приспособления при портретной съемке на улице
В качестве таких отражателей можно использовать листы фанеры, гофрированного картона, окрашенные светлой матовой краской или обклеенные белой бумагой.
Работая с отражателями света, при портретной съемке на улице следует применять те же правила постановки света, что и при съемке с искусственным светом, а именно:
- выбирается направление основного потока света;
- определяется характер и светотеневой рисунок на лице.
Достичь наилучших результатов можно путем выбора положения портретируемого относительно солнечных лучей, а также направления съемки. Тени, которые образуются при этом, подсвечиваются рассеянным светом, который отразился от подсветки.
Важно согласовать направление рассеянного света с направлением лучей солнечного света. С этой целью отражатель устанавливается слева от фотокамеры (см. рисунок ниже), со стороны падения основного потока лучей солнца.
Использование отражателей при съемке портрета в натуре
При этом вполне возможно появление густой тени на объекте съемки справа, так как отраженный свет не попадает на эти участки. Чтобы подсветить тени, следует установить еще один отражатель (2) на более удаленном расстоянии от объекта съемки, чтобы сохранить естественное уменьшение яркостей слева направо и выразительнее выявить на снимке объемную форму модели.
Используя такой метод работы следует отслеживать, чтобы основной эффект не был разрушен действием дополнительных осветительных приспособлений, играющих вспомогательную роль.
Частный случай портретной съемки на улице
При портретной съемке на улице возможна ситуация, когда можно обойтись вообще без применения отражающих щитков и экранов. Это становится возможным, когда снимаемый человек находится близко к хорошему естественному отражателю – светлой стене или какой-либо поверхности. Такие естественные отражатели позволяют отбросить на объект количество рассеянного света достаточное для того, чтобы получить хорошую проработку деталей в тенях.
Портретная съемка на улице возможна и в тени, без участия направленного солнечного света. При рассеянном мягком дневном освещении получаются снимки, подобные снимку ниже.
Портрет
В тени фотографируемому человеку яркий солнечный свет не бьет в глаза, поэтому он их не щурит и чувствует себя более свободно. Именно по этой причине среди фотолюбителей распространена портретная съемка на улице в тени.
Но здесь есть небольшой недостаток – в тени исчезает выразительный световой рисунок, который характерен для солнечного освещения и поэтому работа со светом сводится к выбору правильной экспозиции.
Как выбрать отражатель
Чтобы начать работу с отражателем, сначала нужно выбрать правильную модель. Самый универсальный — это круглый отражатель 5 в 1 диаметром 100-110см. Этот диаметр подойдет как для одиночных, так и для групповых портретов. Однако, нужно учесть, что удержать отражатель такого размера непросто, поэтому при съемке может понадобиться ассистент или специальный держатель.
Как правило, отражатель 5в1 состоит из раскладного рассеивателя и чехла с белой, серебристой, золотистой и черной сторонами.
В самом начале съемки порой непросто понять, какой именно цвет лучше использовать. И, несмотря на то, что есть правила, регламентирующие наиболее подходящий цвет для каждого типа условий, на самом деле в этом можно смело опираться на собственные предпочтения и цели. Многие правила в фотографии весьма субъективны. Если хочется получить понимание того, какой из цветов даст нужный результат, можно попрактиковаться в условиях близких к тем, которые ожидают в процессе съемки.
Отражатель делает именно то, о чем говорит его название — он отражает свет. Поскольку в течение дня солнце движется и направление света меняется соответственно, можно для начала попробовать разместить отражатель прямо перед моделью, на уровне лица и немного загнуть углы (это может делать непосредственно модель). В этом случае, можно, к примеру, сгладить рефлексы от травы, если вы снимаете на улице. А слабый момент такого расположения в том, что освещается шея, которую не всегда и не любой модели стоит подсвечивать. Поэтому двигайте отражатель, чтобы найти самый удачный угол для вашей модели при имеющемся освещении.
Особенности отражателей
Белый отражатель добавляет нейтральный свет который, скрывает неровности кожи, тон и морщины. Чем ниже модель держит такой отражатель, тем более естественный будет свет. Свет получается холодноватый, такой получается и вся температура картинки. В этом случае стоит особенно опасаться пересвета.
Золотистый отражатель дает более теплый свет. При использовании золотистой стороны отражателя, стоит опасаться избыточной желтизны кадра и, как следствие кожи модели. Чтобы этого избежать, нужно стараться не располагать отражатель слишком близко к лицу. Некоторые опытные фотографы ограничивают использование золотистого отражателя до закатных портретов, подсвеченных сзади. Однако, с их помощью можно добиться теплых и не слишком контрастных кадров, атмосферы уюта.
Золотистый отражатель удачно подсвечивает бледные и, напротив, загорелые тона кожи. Не очень удачно он подсветит на розоватую кожу.
Серебристый отражатель повышает контраст кадра, особенно если расположить его примерно на уровне талии модели. Свет получается равномерный и, как и в случае с белым отражателем, хорошо скрывает недостатки кожи. Минус этого отражателя в том, что среди остальных он, пожалуй, самый сложный. Его нельзя использовать прямо, поскольку он ловит яркий свет и в буквальном смысле направляет его, так что важно не ослепить модель.
При этом, серебристый отражатель дает наиболее естественную цветовую палитру снимка. В результате его проще всего использовать с моделями, у которых достаточно опыта. В остальных случаях можно ограничиться белым.
Черный отражатель на самом деле вовсе не отражает. Он напротив, поглощает свет. Даже профессиональные фотографы используют его не очень часто, однако и у него есть свои удачные моменты. К примеру, Черный отражатель может создавать великолепные усиленные тени, что добавляет картинке драматичности и настроения.
При слишком ярком, прямом освещении, черный отражатель можно расположить так, чтобы он блокировал сильное освещение и создавал тени на лице модели, добавляя картинке объем.
Рассеиватель — самая популярная при портретной съемке сторона отражателя. При прямом свете или нецельном освещении (например, через листву дерева) он просто незаменим. Многие части лица при таком свете будут в тени, а остальные — чрезмерно освещены. Обычно в таком случае проще всего поставить модель так, чтобы свет находился за спиной, но если это невозможно, на помощь придет именно рассеиватель. Он блокирует нецельный свет и рассеивает его так, что тени получаются мягче, а пересвета на фото нет.
Отражатель — весьма необходимый предмет в арсенале фотографа-портретиста. Он может подчеркнуть преимущества модели, создать настроение кадра и характер персонажа.