Выбор формата для фотографий: RAW или JPEG

Советы по фотографии

RAW или JPEG

Электрический сигнал, сгенерированный в момент съёмки матрицей цифрового фотоаппарата, поступает в процессор камеры в виде массива оцифрованных, но пока ещё не обработанных или, если угодно, «сырых» данных. Эти данные затем либо записываются без дальнейшей обработки на карту памяти в виде т.н. RAW-файла, либо же предварительно обрабатываются процессором камеры, который формирует на их основе полноценное изображение и сохраняет его в формате JPEG. Фотографии в формате JPEG являются окончательным продуктом фотографического процесса и полностью пригодны для просмотра, печати, публикации в интернете или любых других практических нужд. Снимки же, сохранённые в виде RAW-файлов, должны быть отредактированы в специальной программе-конвертере, которая позволяет превратить сырые данные, предоставленные матрицей, в графическое изображение в формате JPEG или TIFF. Съёмка в RAW применяется в тех случаях, когда фотограф по тем или иным причинам не хочет доверять обработку снимка процессору фотоаппарата и предпочитает провести конвертацию самостоятельно. В любом случае, все цифровые фотографии рождаются в виде RAW-данных, а конечным результатом является JPEG, но ручная конвертация обеспечивает более полный контроль над свойствами итогового изображения по сравнению с автоматической внутрикамерной конвертацией. Важно понимать, что использование RAW не обязательно ведёт к повышению качества изображения, оно просто делает процесс получения фотографии более управляемым и предсказуемым.

Выбор формата для фотографий: RAW или JPEG

В то время как JPEG является полноправным графическим форматом с расширением .jpg, RAW обозначает не самостоятельный формат файлов, а, скорее, семейство форматов, имеющих в зависимости от производителя камеры различные спецификации и расширения: .cr2 (Canon), .nef (Nikon), .arw (Sony), .pef (Pentax), .orf (Olympus), .raf (Fujifilm) и т.д.

Помимо оцифрованных значений яркости для каждого фотодиода матрицы RAW-файл содержит сформированное камерой JPEG-изображение, необходимое для предварительного просмотра, а также различные метаданные, как то: спецификации фотоаппарата и его матрицы, описание параметров экспозиции, настройки баланса белого и стилей изображения, дата и время съёмки.

По своей природе RAW-файл не является изображением, но несёт в себе информацию, необходимую для формирования изображения. В связи с этим RAW-файл часто сравнивают с плёночным негативом в традиционной фотографии. Цифровой негатив – хорошая метафора. Как традиционный негатив, содержащий после экспонирования скрытое изображение, нуждается в проявлении, так и RAW-файл нуждается в конвертации, чтобы скрытое в нём изображение увидело свет. И как у традиционного фотографа есть выбор: отдать отснятую плёнку в фотолабораторию для автоматического проявления и печати или же проявлять и печатать собственноручно, контролируя все нюансы фотопроцесса, так и нетрадиционный цифровой фотограф может выбирать: поручить ли конвертацию процессору камеры или редактировать файлы вручную с использованием RAW-конвертера.

Несмотря на то, что сам я снимаю преимущественно в RAW, я вовсе не призываю вас следовать моему примеру. Это дело индивидуальное. И RAW, и JPEG имеют свои уникальные преимущества и недостатки, а потому ни один подход не может считаться безоговорочно лучшим.

Преимущества JPEG

  • Съёмка в JPEG экономит время. Ручная же обработка снимков – процесс небыстрый и требующий специальных навыков.
  • JPEG, снятый хорошим аппаратом, выглядит лучше, чем бездарно отредактированный RAW.
  • Файлы в формате JPEG занимают намного меньше места как на карте памяти, так и на жёстком диске. Хранение большого количества RAW-файлов съедает дисковое пространство быстрее, чем вам бы того хотелось.
  • Поскольку маленькие файлы быстрее записываются на карту памяти, буфер фотоаппарата также освобождается быстрее, что при серийной съёмке позволяет делать более длинные серии.
  • JPEG – самый универсальный и популярный графический формат. Фотографии в JPEG сразу же после съёмки полностью готовы к использованию. Их без труда можно открыть в любой программе, и через десятки лет они всё ещё будут доступны для просмотра и редактирования. В то же время RAW-файлы не могут быть визуализированы напрямую и нуждаются специфическом конвертере, поддерживающем конкретный RAW-формат, конкретную камеру и конкретный объектив. Производители фотооборудования имеют скверную привычку время от времени менять собственные стандарты, и никто не поручится, что теперешние RAW-файлы можно будет прочитать в будущем.

Преимущества RAW

 

  • RAW-файлы имеют разрядность от 12 до 14 бит (4096-16384 градаций), в то время как JPEG – только 8 бит (256 градаций). Высокая разрядность делает возможными очень смелые манипуляции с изображением без риска возникновения постеризации и прочих артефактов. Разница между RAW и JPEG особенно заметна при попытках осветлить тёмные участки кадра.
  • Фотографическая широта RAW-файла на несколько ступеней больше, чем у JPEG, что немаловажно при съёмке в условиях контрастного освещения.
  • RAW-файл формально не имеет цветового пространства, и все манипуляции с цветом производятся до преобразования данных в ограниченную по цветовому охвату палитру sRGB конечного файла.
  • Баланс белого цвета может быть настроен после съёмки.
  • Яркость, контраст, цветовая насыщенность, подавление шума, повышение резкости и прочие параметры изображения находятся под полным контролем фотографа.
  • Редактирование RAW-файлов недеструктивно: исходные данные при обработке остаются нетронутыми и к ним всегда можно вернуться для новой конвертации.
  • Различные RAW-конвертеры интерпретируют RAW-файл по-разному, что позволяет фотографу выбирать программу в соответствии со своим вкусом и требованиями к качеству снимка.

Какой формат выбрать?

Многие начинающие фотолюбители, узнав о существовании RAW-форматов, приходят к мысли, что снимать нужно только и исключительно в RAW, поскольку это якобы признак профессионализма. Это в корне не верно. Профессионалы с равным успехом используют как RAW, так и JPEG в зависимости от своих потребностей. Например, фотографы-пейзажисты обычно оперируют сравнительно небольшим количеством фотографий, но дорожат качеством изображения и уделяют много внимания индивидуальной обработке каждого снимка, а потому работают в основном с RAW. Фоторепортёры, напротив, снимают преимущественно в JPEG, потому как знают, что их кадры всё равно будут опубликованы в небольшом размере, а вот оперативно предоставить только что отснятый материал редактору нужно как можно быстрее в готовом для публикации виде.

Попробуем же теперь разобраться, какой формат подходит лично вам.

Вам следует снимать в JPEG, если…

  • Вы новичок в фотографии. В самом деле, если вы собрались снимать в RAW только потому, что хотите иметь возможность исправить ошибки экспозиции или баланса белого задним числом, то не лучше ли будет сперва научиться избегать подобных ошибок?
  • Качество изображения не имеет принципиального значения. Это справедливо не только для репортажей, но и для большинства любительских протокольных снимков.
  • Вы производите огромное количество фотографий и не хотите тратить время на их конвертацию.
  • Ваши снимки не нуждаются в агрессивной обработке.
  • Вас полностью устраивает то, как выглядят фотографии на выходе из фотоаппарата. С RAW-файлами связываются не от хорошей жизни, и если вам удаётся достигать нужного результата средствами камеры, то незачем всё усложнять.

Вам следует снимать в RAW, если…

  • У вас есть время, желание, избыток дискового пространства и уверенность в собственном преимуществе перед бездушным автоматом.
  • Вы склонны подвергать свои фотографии глубокой творческой обработке. Именно здесь избыточная информация, содержащаяся в RAW-файле, оказывается как нельзя кстати.
  • Вы стремитесь максимально эффективно использовать динамический диапазон сенсора своей камеры.
  • Вас просто не устраивает то, как выглядят фотографии на выходе из фотоаппарата, и вы убеждены, что на выходе из RAW-конвертера они будут выглядеть лучше.

RAW+JPEG

Некоторые фотографы предпочитают снимать в режиме RAW+JPEG, позволяющем записывать каждый снимок сразу в двух форматах. В этом есть рациональное зерно. Вы сразу получаете готовые фотографии в формате JPEG и, если они в порядке, продолжаете работать именно с ними, а в тех случаях, когда внутрикамерная обработка не справилась со своей задачей, вы обращаетесь к RAW-файлам и конвертируете их вручную.

Если вы из тех, кто лично редактирует большинство своих фотографий, то дополнительный JPEG становится лишним. Снимайте в RAW, а если для каких-то снимков вам понадобится внутрикамерный JPEG, то его легко сгенерировать из RAW-файла. Программы для обработки изображений, поставляемые вместе с камерой (например, Nikon View NX или Canon Digital Photo Professional), обычно позволяют сконвертировать снимок «как есть», успешно имитируя внутрикамерную обработку.

TIFF

Я не вижу смысла снимать в формате TIFF, даже если такая опция присутствует в вашей камере. TIFF содержит уже интерполированные и обработанные данные и потому не может служить альтернативой RAW, если вы планируете всерьёз редактировать свои снимки. Также TIFF не имеет никакого практического преимущества и перед JPEG, хотя занимает намного больше места. При этом формат TIFF вполне уместен для промежуточной обработки уже сконвертированных фотографий, а также для их последующего хранения.

Советы по съёмке в JPEG

Выбор формата для фотографий: RAW или JPEG

При съёмке в JPEG вашу работу над фотографией следует считать по большому счёту завершённой, как только спущен затвор. В связи с этим все решения, влияющие на конечный вид снимка, должны быть приняты заранее, а настройки камеры должны всецело отвечать условиям съёмки.

Экспозиция

Экспозиция должна быть безупречной. У вас будет возможность незначительно осветлить тени, но пересвеченные участки будут потеряны навсегда. При определении экспозиции следует ориентироваться на сюжетно значимые объекты, даже если это автоматически приведёт к передержке или недодержке второстепенных элементов кадра.

Баланс белого цвета нужно определить как можно более тщательно, поскольку цветокоррекция JPEG-файла чревата головной болью. Научитесь пользоваться тонкой настройкой баланса белого, а в наиболее ответственных ситуациях устанавливайте баланс белого вручную.

Стиль изображения

Стиль изображения определяет общий вид снимка и влияет на такие параметры, как контраст, яркость, цветовая насыщенность, цветовой баланс и резкость. Несмотря на то, что все эти свойства можно скорректировать в Фотошопе, желательно всё же сразу угадать со стилем в момент съёмки. В случае сомнений отдавайте предпочтение более нейтральным стилям с меньшими значениями контраста, насыщенности и резкости, поскольку эти параметры достаточно легко впоследствии усилить, но очень сложно убавить без разрушительных последствий для изображения.

Качество

Советую снимать в высоком качестве, т.е. с наименьшей степенью сжатия. Вы всегда сможете пересохранить снимки с меньшим качеством, а вот избавиться от артефактов избыточного сжатия никак не получится. Разрешение же выбирайте исходя из практических нужд.

Цветовое пространство

Если sRGB не установлено по умолчанию, то вам следует вручную выбрать именно sRGB. Это наиболее универсальное цветовое пространство и, выбирая его, вы страхуетесь от некорректного отображения цветов в различных программах.

Подавление шумов

Желательно выбирать минимально необходимый уровень шумоподавления, чтобы фотографии не приобрели излишне глянцевый вид. Ещё лучше, когда камера может автоматически настраивать уровень шумоподавления в соответствии со значением чувствительности ISO.

Редактирование

Как уже неоднократно говорилось, JPEG не предназначен для глубокой обработки, но минималистичное редактирование может оказаться вполне приемлемым. Допустимы: незначительное увеличение контраста и цветовой насыщенности, избирательное повышение резкости, деликатное осветление и затемнение. Ретуширование мусора и прыщей также не является преступлением.

Советы по съёмке в RAW

Выбор формата для фотографий: RAW или JPEG

Снимать в RAW следует с прицелом на последующую обработку кадра. Выбирая параметры съёмки, вы должны не только учитывать текущие условия, но и заранее планировать дальнейшие стадии реализации вашего творческого замысла. Чем более отчётливо вы представите себе стратегию конвертации будущей фотографии, тем более управляемым будет весь фотопроцесс.

Экспозиция

Экспонируйте по светам, руководствуясь принципом ETTR (Exposure To The Right). Если сцена имеет высокий контраст, то снимок может получиться достаточно тёмным. Это не беда – вы легко осветлите его в RAW-конвертере, сохранив при этом детали в светах. Следует помнить, что в момент съёмки вы стремитесь получить не окончательный результат, а, скорее, заготовку для будущей фотографии.

Если вы используете гистограмму для определения экспозиции, то не забывайте, что она рассчитывается на основании JPEG-миниатюры, а значит, подвержена влиянию баланса белого и стилей изображения и в некоторых случаях может привирать относительно реальной экспозиции. Со временем вы научитесь распознавать подобные ситуации и вносить соответствующие коррективы.

Баланс белого

Установки баланса белого цвета в момент съёмки никак не влияют на RAW-данные, но влияют на гистограмму, а потому имеет смысл настраивать баланс белого хотя бы приблизительно, выбирая один из готовых режимов. Тонкую настройку вы произведёте позже.

Стиль изображения

Выбор стиля изображения опять-таки ни к чему вас не обязывает, но лично мне приятно, когда на экране камеры фотография выглядит более-менее презентабельно. Если у вас нет времени на подобную эстетику, то просто выберите Neutral или Faithfull.

Качество

Выбирайте самую высокую разрядность, которую поддерживает ваша камера. Обычно это 14 бит. Разница между 12-ю и 14-ю битами это не просто 2 бита, а 12288 тональных градаций, которые очень важны, если вы стремитесь извлечь максимум информации из фотосенсора.

Сжатия бояться не нужно – оно не влияет на качество изображения, но ощутимо уменьшает размер RAW-файлов.

(См. также: «Параметры NEF»)

Цветовое пространство

Установленное в камере цветовое пространство (sRGB или Adobe RGB) не имеет абсолютно никакого значения и никак не ограничивает действительно важный выбор цветового пространства на выходе из RAW-конвертера. Тем не менее, я предпочитаю, чтобы в камере было выбрано sRGB, на тот случай, если мне вздумается поснимать в JPEG.

Подавление шумов

Настройки шумоподавления можно смело игнорировать за исключением субтрактивного подавления темнового шума на длительных выдержках. Последнее влияет как на JPEG, так и на RAW.

Редактирование

Моя персональная процедура конвертации RAW-файлов достаточно подробно описана в статье «Как пользоваться Adobe Camera Raw». Популярный редактор-каталогизатор Adobe Lightroom использует движок Camera Raw, а потому конвертацию в Lightroom можно проводить по аналогичному протоколу. Хорошими конвертерами являются также DxO Optics Pro и Phase One Capture One PRO. Программы, предлагаемые производителями фотооборудования, не слишком удобны, и единственное их назначение, по моему мнению, – быстрая конвертация RAW в JPEG с использованием настроек камеры.

Заключение

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

Марина Ткачева

Образование высшее, журналист, работала до недавнего времени редактором отдела в газете.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий