Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Советы по фотографии

Фронтальный свет против контрового

Если вы осветите полупрозрачный элемент спереди, он будет выглядеть нормально, поскольку свет будет отражаться естественным образом. Освещение полупрозрачных объектов сзади означает, что свет преломляется (изгибается) и рассеивается до того, как датчик камеры зафиксирует его.

Размещайтесь так, чтобы освещение было контровым

Брызги воды, пар и дым предоставляют вам отличные возможности для создания креативных фотографий. Контровое освещение и фотографирование любого из этих элементов дадут вам совсем другие результаты, чем если бы вы расположились так, чтобы свет находился за вами и камерой.

Когда свет проходит через эти элементы (или что-либо полупрозрачное), лучи преломляются, и свет рассеивается до того, как ваша камера зафиксирует его. Благодаря этому полупрозрачные предметы светятся.

Подходящие объекты для контрового света

Флаги и цветы — два других моих любимых полупрозрачных объекта для фотографии. Если вы можете найти угол, в котором солнце появляется из-за флага или ряда флагов, получившиеся фотографии могут быть намного ярче и интереснее, чем если флаг освещен спереди.

Примечания относительно экспозиции

Когда вы фотографируете какой-либо элемент в контровом освещении, обратите внимание на экспозицию. Не следует слишком беспокоиться о том, чтобы получить «правильную» экспозицию, так как часто небольшое переэкспонирование усиливает эффект. Экспонируйте так, чтобы создать ощущение или настроение, а не достичь технически точного результата.

Экспонометры вашей камеры измеряют отраженный свет. Когда вы фотографируете преломленный свет, проходящий через полупрозрачный элемент, ваша камера может не дать вам нужный результат, если вы используете какой-либо из автоматических режимов. Настройка экспозиции в ручном режиме позволит вам поэкспериментировать и настроить ее так, чтобы дать вам результат, который, по вашему мнению, выглядит лучше всего.

Фон имеет значение

Если у вас есть возможность задействовать темный фон в этом стиле фотографии, то зачастую это улучшит результат. Свечение полупрозрачного элемента может действительно выделяться на темном фоне, где свет на три или более шага ниже.

Хорошим примером этого является фотография мужчины Лаху, курящего на темном фоне моей студии.

Обработка

Желательно потратить немного времени на постобработку фотографий, сделанных вами с использованием этой техники. Из-за необычной природы освещения и объекта ваша камера может не всегда создавать фотографию именно в том виде, как вы этого хотите. Манипуляция уровнями контрастности, светами, черными и использованием функции удаления дымки позволит вам улучшить ваши фотографии полупрозрачных предметов в контровом освещении.

Съёмка стеклянных предметов

Существует несколько световых схем для фотографирования изделий из стекла. Наиболее эффектная картинка получается, когда источник света находится позади снимаемого объекта. Эта простая техника называется контровым или задним освещением. Причина её эффективности ещё проще: свет, проходящий сквозь прозрачный объект, подчёркивает кристальную чистоту последнего.

Перед работой с освещением вам предстоит выбрать место съёмки и соответствующее фотооборудование. Мы не будем останавливаться подробно на этом процессе.

Шаг #1. Настройте освещение

Чтобы пустить свет через объект в сторону камеры, вам понадобится много места. Позаботьтесь о просторном помещении для съёмок ещё потому, что вы снимаете хрупкие изделия. Не будет лишним прикрепить кабели скотчем к полу и проверить устойчивость платформы или предметного стола, на которые вы будете устанавливать стеклянные предметы.

Расположите источник света позади снимаемого объекта так, чтобы излучающая поверхность просвечивалась сквозь стекло. Найдите такое положение источника и/или фотографируемого изделия, чтобы свет подчёркивал контуры предмета.

Если источник света требуется опустить или поднять относительно снимаемого объекта, то подложите под последний коробку или нарастите высоту стойки, на которой закреплён источник.

Какой вид освещения выбрать: импульсный или постоянный? Оба варианта подходят, поскольку вы будете фотографировать со штативом.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Теперь вам следует смягчить свет. Для этого воспользуйтесь насадкой, увеличивающей площадь свечения, например зонтом «на просвет», и/или закрепите в пространстве между источником света и предметом белые полупрозрачные листы бумаги в несколько слоёв или отрезы ткани. Дополните конструкцию пенопластовыми панелями: одну подложите под фотографируемое изделие, две других поставьте по бокам от него. Пример описанной «установки» посмотрите выше.

Пенопластовые панели в данной схеме смягчают свет: они «оборачивают» снимаемый объект со всех сторон и отражают на него лучи от одного источника. С той же целью мы предлагаем положить на боковые панели лист белой бумаги или тканевое полотно. Эта поверхность отразит свет на предмет сверху вниз.

Воспринимайте получившийся световой «куб» как имитацию естественного света из большого окна: ваша задача – создать «обволакивающее» освещение и избежать световых пятен или отражений, нарушающих композицию, на поверхности изделия.

Итак, панели из пенопласта прекрасно подходят на роль отражателей.

Чтобы выделить контуры стеклянного предмета используйте пенопластовые панели, окрашенные в чёрный цвет. Поставьте их по бокам от снимаемого объекта. Они сделают контур более плотным и цвет стекла вблизи него насыщенным.

На четырёх фотографиях ниже вы можете оценить влияние пенопластовых панелей на освещение:

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Рисунок А. Без белых панелей по бокам. Обратите внимание на отражения комнаты на стеклянной поверхности.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Рисунок Б. С белыми панелями по бокам. Отражения исчезли.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Рисунок В. С чёрными панелями по бокам. Улучшилось изображение контура и, в целом, всего изделия.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Рисунок Г. С чёрными панелями по бокам, приставленными ближе, сзади и под углом к вазе. Сравните рисунки В и Г: чем ближе и темнее панели, тем контрастнее и темнее контур.

Штатив поможет вам сохранить положение снимаемого объекта относительно кадра, пока вы будете настраивать освещение. Закрепите фотоаппарат на штативе и убедитесь, что камера находится строго напротив фотографируемого предмета. Так вы избежите искажений его пропорций.

Наконец, прежде чем делать чистовые снимки, проверьте, что поверхность изделия не содержит жировых пятен и ворсинок. По необходимости воспользуйтесь жидкостью для чистки стёкол. Чистка изделия перед съёмкой сэкономит ваше время на этапе обработки.

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

В зависимости от источников света, с помощью которых вы создаёте освещение, выберите в меню камеры подходящее значение баланса белого. В этом уроке мы используем импульсные источники, поэтому нам подойдёт «Вспышка». Тем самым, мы уберём с фотографий нежелательный синий отлив. Если вы сомневаетесь в выборе, то установите «Автоматический баланс белого».

Возможно, у вас возникнут трудности с фокусировкой на прозрачном стекле. Поэтому выберите точку фокусировки, соответствующую более плотному контуру, и наведите на резкость по ней. В нашем случае мы сфокусировались на основании вазы, потому что она темнее и просматривается лучше, чем остальные её части.

Мы рекомендуем фотографировать в ручном режиме съёмки («M»). Так вы полностью управляете экспозицией: как фотоаппарат измеряет свет и какое его количество пропускает на светочувствительный слой.

Установите значение диафрагмы равным в пределах 11 или 16. Вы получите более чёткое изображение предмета по всему его объёму. Чувствительность ISO выберите минимальной, например, равной ISO 100. Так вы уменьшите цифровой шум, который проявляется сильнее с ростом чувствительности ISO, а также сохраните больше деталей в очень тёмных и очень светлых областях снимаемого объекта.

Если вы фотографируете с источниками постоянного света, то при выборе оптимальной выдержки полагайтесь на показания встроенного в камеру экспонометра. В данном сюжете необходимо максимально высветлить фон, поэтому можете смело переэкспонировать фотографии. Для этого вам следует удлинить выдержку на 1-2 «стопа» относительно той выдержки, на которую указывает экспонометр фотоаппарата.

В качестве ориентира, к какой картинке стремиться, воспользуйтесь нашими фотографиями-подсказками:

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Изображение слишком переэкспонировано.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

В самый раз!

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Изображение недоэкспонировано.

Смело делайте тестовые снимки, подстраивайте освещение, положение фотографируемого предмета и значения съёмочных параметров. Взамен потраченного на эти «мелочи» времени вы получите фотографии, которые наиболее выгодно представят фотографируемые изделия на рынке.

(прим. переводчика – если вы плохо ориентируетесь в ручном режиме съёмки, неуверенно пользуетесь встроенным экспонометром, обратитесь к статье «Основы фотографии # 4.11», а основные принципы управления экспозицией вы найдёте в статье «Основы фотографии # 1».

Шаг #3. Обработайте снимки

К счастью, контровый свет высветлит многие несовершенства на поверхности вашего изделия, что значительно сэкономит время на этапе обработки. Однако, если вы обнаружили следы от пальцев на изображении стеклянной поверхности, воспользуйтесь в Photoshop клонирующей кистью (Clone Stamp Tool), чтобы избавиться от них. Следующие действия на этом этапе – обесцвечивание и выбеливание фона. В совокупности все эти маленькие «мазки» создадут в итоге идеальный образ товара.

Ниже примеры такой обработки. Все предметы мы сфотографировали способом, описанным выше:

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Съёмка предметов с глянцевыми поверхностями

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Фотографирование предметов, целиком сделанных из стекла, проще, потому что вы можете переэкспонировать не только фон, но и объект. Контровый свет не работает, когда поверхность предмета глянцевая, то есть отражает свет так же, как стекло, но содержит детали, которые следует показать на фотографии. К таким изделиям относятся, в частности, наручные часы и солнцезащитные очки. Предметы с глянцевыми поверхностями следует освещать по-другому, чтобы потенциальный покупатель мог оценить товар.

Шаг #1. Настройте освещение

Вам понадобится просторный стол и зонт «на просвет» большого диаметра. Установите источник света с зонтом слева от фотографируемого изделия. Возьмите длинный лист белой бумаги – мы использовали рулонную бумагу – подвесьте его за один край, а другой край спустите на поверхность стола и положите поверх снимаемый объект, в нашем случае солнцезащитные очки.

Свободный край бумаги прикрепите снизу к объективу. Тем самым, вы создадите небольшой отражатель: направите свет от источника обратно на предмет – и исключите появление нежелательных отражений на глянцевых поверхностях изделия. Фотография выше демонстрирует описываемую схему.

Как и в предыдущем случае, вам следует воспользоваться пенопластовыми панелями.

Поместите пару панелей с одного стороны от снимаемого объекта. Пусть свет от источника отражается от панелей и возвращается на объект со стороны, противоположной источнику. Две панельки поставьте на поверхность стола вертикально и под углом друг к другу: в форме буквы «V». Такая конфигурация сосредоточит свет вокруг предмета, создаст мягкое рассеянное освещение.

И постоянный, и импульсный свет одинаково хорошо подходят в данном случае.

Ниже фотографии, которые демонстрируют «плохое» и «хорошее» освещение:

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Отражения в стёклах отвлекают внимание зрителя от товара и даже создают ощущение чего-то «дешёвого», некачественного.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Поверхность бумаги, прикреплённая к объективу, формирует на глянцевых поверхностях приемлемые отражения.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Чтобы создать такое освещение, мы переместили источник света ближе к камере, поставили под углом в 45 градусов к предмету. В итоге лицевая сторона часов прибавила в яркости и контрасте и, одновременно, осталась свободной от паразитного отражения в ней источника света.

Как и в предыдущем случае, воспользуйтесь штативом. Немного поднимите камеру над объектом: снимайте слегка сверху вниз. Во-первых, это избавит глянцевые и стеклянные поверхности от паразитных отражений. Во-вторых, в таком ракурсе предмет будет выглядеть более выигрышно.

Наконец, убедитесь, что поверхность фотографируемого изделия тщательно очищена.

Шаг #2. Настройте камеру

Настройте баланс белого в соответствии с используемом источником света: лампа накаливания, галогеновый светильник, флуоресцентный и так далее. Всё как в прошлый раз.

Фокусироваться на очках или часах проще, чем на стеклянных вазах Поверхность первых содержит множество непрозрачных деталей, за которые автофокусу легче «зацепиться». Наведите на резкость центральную часть предмета.

Установите значение диафрагмы равным не менее 11, чтобы получить чёткое изображение всего изделия.

В отличие от предыдущего случая, сейчас, когда сцена освещается сбоку, вы можете больше довериться встроенному экспонометру. Если у вас всё-таки возникнут трудности с выбором выдержки, то переведите фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы («Av» или «A») – «автоматика» камеры самостоятельно установит оптимальную выдержку.

Не забудьте выбрать минимальное значение чувствительности ISO: ISO 100. Когда вы фотографируете со штативом, проблемы в съёмке с низкой чувствительностью ISO обычно не возникают.

Выберите чувствительность ISO как можно меньше. Если пользуетесь штативом, то установите ISO 100.

Шаг #3. Обработайте снимки

Если вы справились с боковым освещением, то ретуширование снимков, скорее всего, не займёт много времени.

На этапе обработки проверьте, что поверхность сфотографированного изделия не содержит жировых следов и пылинок, фон однородно выбелен по всей площади и цвета на изображении соответствуют цветам в реальности. Также, как раз самое время поработать клонирующей/восстанавливающей кистями со всеми дефектами, которые вам не удалось убрать на этапе съёмки, например, царапинами и потёртостями.

Не бойтесь корректировать светотень. Вырезайте изображения изделия из текущего фона, помещайте на абсолютно белый фон и рисуйте тени вручную, если необходимо.

Если вы планируете продавать сфотографированные предметы на крупных торговых площадках, таких как eBay или Amazon, то проверьте соответствие итоговых снимков стандартам, принятым на этих сайтах.

Ниже результат предложенной техники освещения на примере нескольких изделий:

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Съёмка металлических предметов

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Световая схема с двумя источниками света выглядит более сложной. В действительности же, она легко строится по этапам.

Сложнее всего фотографировать изделия из металла: их поверхность отражает свет почти как зеркало. Подавляющее большинство металлических предметов отражает изображение окружающих их объектов.

Техника, которую мы опишем ниже, поможет вам запечатлеть маленькие металлические объекты без отражений на их поверхности, нарушающих целостность композиции.

Чтобы выделить контуры снимаемого предмета и насытить его цвета, пробуйте включать в световую схему пенопластовые панели, окрашенные в чёрный цвет.

Шаг #1. Настройте освещение

Подготовьте твёрдую поверхность под снимаемое изделие: стол или ящик. Поместите два источника света по бокам от неё. Свет от обоих источников рассейте с помощью зонтов «на просвет». Как и предыдущем случае, воспользуйтесь рулонной белой бумагой в качестве задника. Один край листа закрепите вверху позади предмета, другой край – на объективе.

Приём с креплением задника к объективу создаст дополнительный отражатель для снимаемого предмета и, одновременно, частично избавит паразитных отражений на поверхности изделия.

Белые пенопластовые панели не понадобятся в этой световой схеме. Освещение создаётся лишь за счёт двух источников рассеянного света, расположенных по бокам от фотографируемого предмета.

Закрепите камеру на штативе и слегка поднимите её над предметом: пусть объектив «смотрит» на снимаемый объект немного сверху-вниз, как в предыдущем случае.

Для съёмки металлических предметов мы рекомендуем использовать импульсные источники света. С ними вы можете гибче и точнее регулировать интенсивность освещения. Тем не менее, постоянного света будет достаточно.

Какие бы источники вы не выбрали, расположите их по бокам от снимаемого объекта, слегка наклоните вниз и установите одинаковую мощность. Такие приготовления помогут вам равномерно осветить изделия и избежать некрасивых ярких пятен на их поверхностях.

Перед тем как начать съёмку убедитесь, что на фотографируемое изделие чистое: отсутствуют жировые следы от пальцев и пятна, которые вы могли оставить, пока занимались выкладкой. Вы можете вытирать пятна по мере их обнаружения, но проще всего надеть матерчатые перчатки и брать предмет «зачехлёнными» пальцами.

Две первых фотографии ниже демонстрируют, как плохое освещение превращается в очень плохое освещение в случае с металлическими предметами. Поэтому осваивайте управление освещением в первую очередь, если хотите получить качественный результат.

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильноФотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Делайте всё, что потребуется, чтобы убрать некрасивые отражения (две первых фотографии) и равномерно, «незаметно», осветить изделие (две последних фотографии).

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

Настройки камеры такие же как в предыдущем случае. Коротко повторим их: значение диафрагмы – от 11, чувствительность ISO – минимальная (ISO 100), выдержка – по показаниям экспонометра, фокусировка на центральной части изделия, баланс белого –автоматический или «вспышка», если вы пользуетесь импульсными источниками света (возможно, вместо «автоматический» потребуется выбрать другое значение в соответствии с типом источников света, применяемых вами).

Шаг #3. Обработайте снимки

Как и в ситуации с настройкой фотоаппарата ваши действия на этапе обработки прежние: удалите несовершенства с поверхности изделий с помощью клонирующей (Clone Stamp Tool) и восстанавливающей (Healing Brush Tool) кистей. Также, тщательно позаботьтесь о чистоте, равномерности цвета и тона фона.

По традиции, представляем примеры, созданные с помощью описанной световой схемы:

Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно
Фотографируем сильно бликующие предметы: делаем правильно

Способ 1: применение специальных инструментов для осветления и затемнения

Смотрите также: “Как сделать картинку полупрозрачной в Фотошопе”

В программе Photoshop предусмотрены специальные одноименные инструменты, с помощью которых можно выполнить осветление или затемнение. Вот, как с ними работать:

  1. Выбираем нужный инструмент на боковой панели (например, “Осветлить”).Инструменты Осветлить и Затемнить в Фотошопе
  2. Раскрываем в верхней строке параметров настройки, где выбираем размер, форму и жесткость (как для обычной кисти). Остальные настройки редко корректируются.Параметры инструмента Осветлить в Фотошопе
  3. Зажав левую кнопку мыши проводим на холсте по тем участкам фото, которые требуется осветлить или затемнить. Затем отпускаем кнопку и, если требуется получить более явный эффект, повторяем это действие (столько раз, сколько нужно).
    Если результат получился не тем, который ожидался, последнее действие можно отменить с помощью комбинации Ctrl+Z или через окно “История” (меню “Окно”), которое позволяет вернуться к более ранним состояниям изображения (их количество ограничено).Осветленная в Photoshop картинкаВ нашем случае мы осветлили всю фотографию целиком.

Примечание: Рассмотренные инструменты позволяют без особых усилий добиться вполне хорошего результата, однако, в некоторых случаях их применение приводит ухудшению качества картинки. Поэтому давайте посмотрим, как еще можно выполнить поставленную задачу.

Способ 2: добавление нового слоя с перекрытием

Для реализации данного способа выполняем следующие шаги:

  1. Зажав клавишу Alt щелкаем по значку создания нового слоя в Палитре.Создание нового слоя в Фотошопе с установкой его параметров
  2. Появится небольшое окошко, в котором:
    • задаем имя;
    • выбираем режим “Перекрытие” (для портретов можно – “Мягкий свет”);
    • отмечаем галочкой пункт “Выполнить заливку…”.
    • жмем OK.Создание нового слоя в Фотошопе
  3. В итоге, в Палитре добавится новый слой, миниатюра которого залита серым цветом.Новый слой в Фотошопе с режимом наложения Перекрытие
  4. На боковой панели инструментов выбираем “Кисть”.Выбор инструмента Кисть в Фотошопе
  5. В качестве основного цвета задаем белый (для осветления) или черный (для затемнения) цвета.Выбор белого цвета в качестве основного в Фотошопе
  6. В настройках кисти для “Непрозрачности” выставляем значение не более 10%.  Остальные параметры меняются по желанию и необходимости.Настройка параметров кисти в Фотошопе
  7. Также, как и при работе с инструментами “Осветлить” или “Затемнить”, проходимся по тем участкам фото, которые требуется обработать.
    При необходимости вернуть измененные области к первоначальному виду можно, закрасив их 50-процентным серым цветом (“128” для каналов R, G и  B).Значения каналов для 50-процентного серого цвета в Фотошопе
  8. На миниатюре добавленного слоя будут отражаться все вносимые нами изменения.Закрашенный слой с перекрытием в Фотошопе
  9. В нашем случаем мы осветлили нижнюю часть изображения, сделав более различимыми деревья и здание. Также слегка обработали небо с облаками.Результат осветления фотографии в Фотошопе
Источники: https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/kak-osvetit-poluprozrachnie-obekti-dlya-dramaticheskogo-effekta, https://photo-monster.ru/lessons/read/2010?sortby=views, https://MyPhotoshop.ru/osvetlenie-ili-zatemnenie-kartinki/
Оксана Оськина

Многократная победительница номинации «Повседневная жизнь» «World Press Photo», обладатель премий «Россия Пресс Фото», «Золотое перо» Санкт-Петербургского Союза журналистов, «Фотограф года» журнала «Огонёк».

Оцените автора
Фотографии