HDR в фотографии, ошибки при съемке

Советы по фотографии

Распространенные мифы

Вокруг HDR фотографий витает много мифов. Развенчаем самые распространенные из них.

Снимки выглядят нереалистичными

Снимки выглядят нереалистичными

Фотографии с таким эффектом действительно не всегда выглядят реалистичными. Но это скорее отклонение от нормы. Это либо художественная задумка фотографа, либо неумелое использование. В классическом виде на таких фото не должно быть заметно использование каких-то особых технологий. И таких HDR снимков очень много. Автор немного корректирует результат, улучшая его, но оставляя эти изменения незаметными для зрителей. Именно к этому стоит стремиться.

Нужно специальное программное обеспечение

Нужно специальное программное обеспечение

Для применения этой технологии действительно созданы специальные программы. Но добиться нужного эффекта можно и без них. Если есть желание попробовать HDR эффект, можно воспользоваться специальной функцией в фотоаппарате или смартфоне или склеить снимки в фотошопе. Для этого можно сделать на съемке фотографий с разной экспозицией и соединить их вручную, поработав с масками и слоями. Также для фотошопа есть специальный модуль HDR Pro, который позволяет работать с такой технологией в этой программе, не прибегая к другому программному обеспечению.

Технология позволяет сделать хорошими плохие снимки и исправляет неверную экспозицию

Технология позволяет сделать хорошими плохие снимки

У новичков часто возникает ощущение, что технология HDR способна улучшить любой блеклый снимок и сделать из него шедевр. Но это увы не так. Чтобы фотография получилась хорошей, нужно приложить много усилий при съемке, получить качественные исходники. HDR – это лишь инструмент, который помогает улучшить экспозицию в ряде ситуаций. Но он подходит далеко не для всех видов съемки, и точно не способен сделать хорошим плохой кадр.

Для создания качественной фотографии с расширенным динамическим диапазоном необходимо от 3 до 7 кадров одной сцены, имеющих разную экспозицию. Начинающие фотографы при этом могут подумать, что точность при таком подходе неважна. Но это ошибка. 1 кадр из серии должен иметь точную экспозицию. Остальные – немного переэкспонированными и недоэкспонированными. Но при отсутствии эталонного снимка с верной экспозицией итоговая HDR фотография также будет иметь неправильную экспозицию.

Нужно обязательно иметь несколько снимков с разной экспозицией

Нужно обязательно иметь несколько снимков с разной экспозицией

Такой подход можно и нужно использовать для получения наилучшего результата. Но если нескольких исходных файлов нет, можно выйти из ситуации по-другому. При съемке в RAW формате можно создать при пост обработке 3 файла из одного. Для этого в программе лайтрум или в меню фотошопа Camera Raw можно воспользоваться экспокоррекцией. А затем из трех снимков с разной экспозицией вновь создать один в формате HDR.

Также можно получить псевдоэффект, работая с одной фотографией. Для этого также понадобится лайтрум или Camera Raw. Динамический диапазон снимка можно увеличить, вытягивая детали из теней и светлых областей, крутя соответствующие ползунки. Для этого лучше, чтобы фото также было снято в RAW формате.

Не стоит делать обработку вручную

Не стоит делать обработку вручную

Во многих устройствах есть специальный режим HDR. Для первого знакомства с этой технологией он очень удобен. Активировав функции при съемке фотоаппарат или смартфон сам создает достаточное количество фотографий с разной экспозицией. Затем сливает их в одно фото и сохраняет только его в формате JPG. Тогда у фотографа уже нет возможности внести корректировку при пост обработке. Это удобный, но не самый удачный вариант. При работе вручную можно добиться более эффектных результатов. Поэтому, опробовав автоматическую функцию HDR, лучше продолжить оттачивать мастерство, самостоятельно создавая исходные файлы с разной экспозицией и склеивая их вручную в фоторедакторе. Это даст большую гибкость и более эффектный результат.

Нужна дорогая фотокамера

Нужна дорогая фотокамера

Это ошибочное мнение. Сейчас даже бюджетные зеркалки имеют функцию автоматического создания HDR. А для ручной работы достаточно уметь менять экспозицию и обрабатывать снимки в фоторедакторе. Так что дорогой фотоаппарат здесь совершенно ни при чем. А вот штатив будет не лишним при создании исходных файлов с разной экспозицией. Это позволит избежать смещения и смазывания картинки и даст более качественный результат.

Нельзя снимать движение

Нельзя снимать движение

Это тоже ошибка. Принципиально только, чтобы главный объект съемки не был подвижным. При фотосъемке архитектуры и пейзажей в кадр часто попадают прохожие, которые больше напоминают размытых призраков при слиянии снимков. Однако с этим можно бороться. Программы слияния фотографий для HDR имеют функцию удаления «призраков». Включив ее фотограф, легко может избавиться от лишних объектов. Если движение слишком активное и движущихся объектов много, можно воспользоваться другим способом создания фотографии с расширенным динамическим диапазоном. Создать несколько кадров из одного, воспользовавшись экспокоррекцией или создать эффект HDR, поработав с тенями и светами на своем снимке.

Нужно пользоваться технологией всегда

Нужно пользоваться технологией всегда

Некоторые фотографы стараются внедрить новое умение во все виды фотосъемок. Но это неправильный подход. Ведь HDR подходит далеко не для всех видов съемки. В некоторых случаях технология даже может ухудшить снимок. Например, когда нужны контрастные или очень насыщенные цветом фотографии. Технология усреднит эти показатели и загубит задумку фотографа. Лучше применять HDR лишь иногда, когда нужно выровнять детализацию фотографии в тенях и на светлых участках.

Частые ошибки

Частые ошибки

Начав создавать HDR фотографии, новички могут столкнуться с рядом проблем и ошибок. Вот самые распространенные из них:

  • Чрезмерная цветность. Такие фотографии выглядят неестественными, и глаз быстро утомляется, рассматривая слишком насыщенные цвета. Нужно всегда оценивать полученный результат и регулировать его при пост обработке. Если какие-то объекты на снимке получились слишком насыщенными, следует сделать их более мягкими, убавив насыщенность или сочность;
  • Локальное свечение. Может появляться белая или яркая окантовка вокруг силуэтов зданий или каких-то контрастных объектов;
  • Неестественно темные фрагменты фотографии. Например, слишком темные облака при съемке в яркий солнечный день. Это также выглядит неестественно и привлекает слишком много внимания зрителя, уводя его взгляд от смыслового центра кадра;
  • «Грязный» оттенок белого. Неестественный оттенок или пересвеченность светлых участков – еще одна ошибка при создании HDR снимков. Важно следить за чистотой цвета и делать качественные исходные снимки, чтобы в них обязательно был правильно проэкспонированный снимок, более темные и светлые вариации той же сцены. Так у фотографа или автоматической программы будет достаточно материала для создания полноценной фотографии с расширенным динамическим диапазоном;
  • Определение экспозиции только по темным или светлым областям. Если во всех исходных фотографиях экспозиция была определена только по светлой части снимка, все исходники будут слишком темными. При склеивании кадров не удастся восстановить информацию о деталях в тенях. И наоборот, если экспозиция определяется по темным участкам, все светлые зоны будут пересвечены. Чтобы избежать этой ошибки, лучше измерить экспозицию по области средней освещенности и блокировать ее (кнопка AE lock). Затем скомпоновать фотографию и сделать нужное количество исходных снимков. Также можно воспользоваться матричным экспозамером.

Как избежать ошибок

Правильная подготовка поможет получить хороший результат, даже если фотограф только осваивает HDR технологию.

Чтобы избежать ошибок, необходимо:

  • Снимать со штатива. Так все фотографии серии запечатлят одинаковый участок сцены и не будет смаза;
  • Делать как можно больше снимков, чтобы получить достаточно широкий динамический диапазон;
  • Использовать режим автоматического брекетинга экспозиции (AEB);
  • Не выставлять слишком большой диапазон экспозиции. Достаточно 2-3 шагов в плюс и в минус;
  • Не увлекаться пост обработкой, сохраняя реалистичность картинки.

При правильном использовании HDR фотография дает широкие возможности для создания качественных снимков. Стоит помнить, что ее применение уместно не для всех видов съемок. Лучше использовать ее только при необходимости, не увлекаться эффектом, пожертвовав реалистичностью, делать как можно больше исходных кадров с разной экспозицией, не забыв правильно ее измерить. Изучив распространенные ошибки при съемке HDR, проще сразу получить хороший результат, не тратя время впустую.

Заключение

В умелых руках техника обработки HDR позволяет создавать потрясающие изображения, которые вполне реалистично выглядят и лишены многих недостатков, связанных с провалами в тенях или пересветами в ярких участках. Не нужно предвзято относиться к технике в целом. Если вам не нравится конкретный снимок, то претензии могут быть адресованы только к тому, кто проводил обработку.

Источники: https://jejeya.pictures/problema-s-hdr, https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1712_mifyi_o_HDR_fotografiya
Наталья Авраменко

В 2010 году завершила обучение в пермском филиале Московского государственного института управления и права. До этого получила среднее профессиональное образование в ФГУ СПО "Кунгурский сельскохозяйственный колледж" по направлению "Правоведение". Работала с крупными рекламными агентствами и вела небольшие блоги, региональные газеты и электронные журналы по красоте и уходу за собой.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий