Использование штатива в фотосъемке

Советы по фотографии

Пейзажная и архитектурная фотография

Отправляясь на съемку пейзажей или архитектуры, обязательно берите с собой штатив. Данные направления в фотографии не требуют спешки, даже наоборот терпение не редко помогает получить особенно хорошие снимки. Например, снимая пейзаж, часто приходится ждать удачного освещения.

Если вы будете держать камеру с крупным телеобъективом в руках, пока солнце не покажется из-за облаков или пока на городской улице люди не выйдут из кадра, когда наступит долгожданный момент, ваши руки будут достаточно сильно дрожать от усталости, что снизит четкость изображения.

Вместо того чтобы превращать съемку в тренировку на выносливость, рискуя испортить ценные снимки, возьмите штатив — он позволит вам сконцентрировать внимание на условиях: выбрать хороший ракурс и композицию, по возможности выставить настройки и приготовиться к тому, чтобы сделать заветный кадр.

Некоторые известные фотографы-пейзажисты, поставив фотоаппарат на штатив, часами ждут идеальных условий, чтобы получить по-настоящему превосходный снимок.

Есть еще одно важное преимущество использования штатива, также связанное с условиями. Иногда погода, особенно при съемке в горах, может быть весьма неблагоприятной. Неутихающие порывы ветра делают съемку с рук практически невозможной. В такие моменты поможет штатив, большинство из которых оборудовано крюком, на него можно повесть фотосумку с объективами, или специальной емкостью, которую можно наполнить, например, камнями для утяжеления.

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Курушин Геннадий.

Также существует несколько специфичных направлений, для которых использование штатива вообще является обязательным условием, это: ночная съемка, панорамная и HDR (широкий динамический диапазон) фотография.

Во время ночной съемки количество света очень ограничено, поэтому приходится значительно увеличивать выдержку, достаточно часто — до нескольких минут, а при съемке с рук на выдержке длиннее, чем 1/15, уже начинает проявляться потеря четкости. Также в ночной съемке штатив помогает добиваться красивых эффектов, таких как на этом снимке:

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Такахиро Ямамото.

Во время панорамной и HDR (широкий динамический диапазон) съемки делается несколько снимков, которые впоследствии превращаются в одно изображение. Для того чтобы упростить сведение и повысить качество итоговой фотографии, обязательно используйте штатив.

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Клинт Коехлер.

Хорошая, удобная головка штатива и наличие встроенного уровня (инструмент для проверки угла наклона) позволят вам получить полный контроль над процессом. Важно отметить, что штативы с шаровой головкой плохо подходят для панорамной съемки — они не позволяют точно регулировать смещение и допускают одновременное изменение наклона камеры по горизонтали и вертикали, что может привести к пропуску участка.

Предметная фотография и макросъемка

Предметная фотография не терпит спешки даже в большей степени, чем пейзажная. Качество достигается за счет точности настройки и аккуратности. Преимущество предметной фотографии – практически полная независимость от условий, в том числе от освещения благодаря искусственным источникам света. Если света достаточно для использования короткой выдержки, зачем же нужен штатив? Однако он действительно нужен.

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Дейв Ницше.

Штатив дает вам важнейшее преимущество во время предметной (и макро) съемки – он освобождает руки, позволяя полностью погрузиться в процесс и экспериментировать, не отвлекаясь на камеру. К тому же, если речь идет о съемке насекомых, штатив поможет не спугнуть объект или, например, не стоять самому в опасной близости к муравейнику.

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Гюнтер Сейфер.

В макросъемке помимо стандартных используются специальные штативы с рельсовой головкой, позволяющей производить высокоточное наведение на резкость, а также макромеха (которые, по сути, являются сложным штативом) для особенно сильного увеличения.

Съемка людей

Портретная фотография, пожалуй, наиболее далека от использования штатива. Съемка происходит достаточно динамично, иногда, даже импульсивно. Удачным может оказаться мимолетный взгляд или случайная поза модели, поэтому для фотографа так важно не выпускать камеру из рук, чтобы сильнее ощущать контакт и не пропустить ценные кадры.

Тем не менее, портретному фотографу желательно иметь штатив среди своих фото аксессуаров. При съемке в условиях плохого освещения штатив может быть весьма полезен. Конечно, в отличие от пейзажной фотографии, во время съемки портретов существуют некоторые ограничения.

Нельзя просто поставить выдержку в несколько десятков секунд, потому что вместе с правильной экспозицией вы получите приведение вместо модели. Однако наличие штатива позволит вам с большей уверенностью использовать предельно низкие для портретной съемки выдержки (1/15, 1/8), благодаря тому, что не будет тряски от рук.

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Хусан Акалоглу.

Также некоторые фотографы считают, что штатив способствует развитию мастерства, потому что он дисциплинирует: заставляет лучше продумывать ракурс и композицию, учит держать процесс под контролем, а не превращать портретную съемку в случайность. Это особенно важно, если речь идет о коммерческой съемке.

Если говорить о репортажной съемке, то очень удобным может быть использование монопода (штатив с одной опорой). Этот вид штатива позволяет снизить тряску, и при этом он достаточно компактен, легок. Монопод позволяет быстро изменять ракурс съемки и уменьшить нагрузку на руки, что особенно важно при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Использование штатива в фотосъемке

Автор фотографии Джереми Ласк.

Использование штатива

Само по себе размещение камеры на штативе отнюдь не гарантирует получение резких снимков. Для достижения наилучших результатов требуется понимание некоторых особенностей съёмки со штатива.

Стабилизация изображения

При установке камеры на штатив оптический стабилизатор изображения (если он, конечно, имеется) должен быть в обязательном порядке отключен. В противном случае он может ухудшить качество изображения, пытаясь компенсировать несуществующую вибрацию. Использование стабилизатора может быть оправдано при незафиксированной штативной головке, что бывает необходимо, например, при съёмке диких животных.

Предварительный подъём зеркала

Особенностью конструкции однообъективного зеркального фотоаппарата является наличие подвижного зеркала, которое поднимается при спуске затвора, вызывая тем самым лёгкое сотрясение камеры. Это приводит к ухудшению резкости в диапазоне выдержек от 1/60 до 1 с. Деградация изображения особенно очевидна при использовании телеобъективов.

Для решения этой проблемы следует задействовать предусмотренную во многих аппаратах функцию предварительного подъёма зеркала или задержки спуска затвора, чтобы затвор открывался лишь спустя некоторое время после хлопка зеркала, вызывающего вибрацию.

Диафрагма

Когда камера установлена на штатив, велик соблазн зажать диафрагму до предела (f/22 или f/32), чтобы добиться максимальной глубины резкости. Делать этого без крайней необходимости не следует, поскольку общее падение резкости вследствие дифракции сведёт на нет все ваши старания.

Ветер

Если вы вынуждены фотографировать при сильном ветре, штатив с камерой неизбежно будут вибрировать. Как быть? Для начала осмотритесь вокруг: нельзя ли без ущерба для композиции будущего кадра спрятаться от ветра за деревом, скалой, зданием или любым другим крупным объектом? Если же это невозможно, то следует отказаться от использования длинных выдержек, в связи с чем иногда приходится даже поднимать ISO до 200 или 400. Это, кстати, один из тех редких случаев, когда оптический стабилизатор следует оставить включённым – он может помочь нейтрализовать вибрацию, вызванную ветром. Ещё один способ повысить устойчивость камеры на ветру – обхватить её руками и немного надавить вниз, перенеся часть своего веса на штатив. Помните также, что чем ниже разложен штатив, тем устойчивее камера, а значит, низкая точка съёмки предпочтительна не только из композиционных, но и из прагматических соображений.

Вода

Бегущая вода, равно как и волны прибоя могут существенно затруднить получение резких фотографий. Если вы хотите поместить штатив с камерой посреди потока, постарайтесь найти место с наименее интенсивным течением, например, за большим камнем или бревном. При известной осторожности можно расположить все три ножки штатива на выступающих из воды камнях и, таким образом, полностью исключить контакт штатива с бегущей водой. Если же это невозможно, то приведённые выше рекомендации по съёмке в ветреную погоду применимы и для съёмки в воде.

Не забывайте, что морская вода вредна для штатива, поскольку вызывает отложение солей в сочленениях и замках ножек, приводя их в негодность, а потому, если вам всё-таки пришлось искупать штатив в море, незамедлительно промойте его пресной водой.

Снег и песок

Надёжно установить штатив в глубоком снегу, песке и других неплотных грунтах бывает непросто. Попробуйте найти наиболее плотно утрамбованную площадку, или даже утопчите её самостоятельно. Разложив штатив, вдавите его ножки в снег или песок, так чтобы они приняли устойчивое положение. Во время экспозиции сохраняйте неподвижность, а не расхаживайте вокруг аппарата, поскольку давление, оказываемое вами на грунт, может привести к смещению штатива.

Снег в целом безопасен для штатива, а вот песок имеет неприятное свойство набиваться в зазоры сочленений, чего следует тщательнейшим образом избегать.

Спуск затвора

При съёмке со штатива затвор следует спускать, не прикасаясь к фотоаппарату. Редким исключением являются случаи, когда вы вынуждены держать руки на камере, скажем, для уменьшения вибрации или при осуществлении проводки.

Проще всего проблема бесконтактного спуска решается с помощью таймера. Обычно таймер по умолчанию установлен на 10 с, что удобно для автопортретов, но многовато для обычной фотосъёмки. Хорошо, если камера позволяет изменять настройки таймера. Как правило, 2 с вполне достаточно, чтобы после того, как вы нажмёте на спуск и уберёте руку от аппарата, вибрации, вызванные вашим прикосновением, затихли.

Другой подход предполагает использование дистанционного спуска. Это может быть спусковой кабель или же беспроводной инфракрасный пульт. Последний вариант кажется мне более практичным, но это дело вкуса.

Главное преимущество дистанционного спуска перед таймером заключается в возможности сделать снимок в строго определённый момент, так сказать, на пике действия. Представьте себе, что вы снимаете морские волны, разбивающиеся о скалистый берег. При использовании дистанционного спуска вы можете дождаться мгновения, когда самая высокая волна обрушится на скалы и получить драматический кадр. Использование же таймера уместно в статичных сценах, где двухсекундная задержка не приведёт к потере сюжета.

Как не завалить горизонт

В большинстве случаев линия горизонта должна оставаться горизонтальной, если, конечно, сознательный наклон горизонта не обусловлен художественным замыслом.

Обычно я использую маленький пузырьковый уровень, который вставляю в горячий башмак фотоаппарата. Уровень, а иногда и не один, может быть также встроен в штативную головку. В последних моделях цифровых фотоаппаратов часто предусмотрен т.н. виртуальный горизонт, выполняющий те же функции, что и традиционный пузырёк.

Знайте меру

Любой штатив (особенно лёгкие модели) наименее стабилен в полностью разложенном состоянии, а потому всегда старайтесь раздвигать его на минимально достаточную высоту, продиктованную условиями съёмки. Никогда не поднимайте центральную стойку, если в этом нет необходимости. И вообще, чем ближе камера к земле, тем она устойчивее.

Характеристики штативов

По конструкции штативы делятся на триподы и моноподы.

Триподы имеют три ноги и стоят без поддержки фотографа. Трипод полностью фиксирует камеру в нужном положении и обеспечивает её стабильность. Такие штативы используются для съемки статичных сцен и при съемке длинными выдержками. Недостатоки трипода – он тяжел, габаритен, а его установка и выставление камеры занимают довольно продолжительное время.

Использование штатива в фотосъемке

Моноподы имеют одну ногу и полностью камеру не стабилизируют. Поэтому для съемки длинными выдержками они непригодны. Зато они легче, подвижнее, и их не надо раскладывать для установки. Моноподы используются при съемке динамичных сцен для снижения тремора рук и для разгрузки рук при использовании тяжелых объективов. Фотографы-репортажники не пользуются штативами-триподами, но прикрученный к телевику монопод в руках репортажника – картина довольно распространенная.

Использование штатива в фотосъемке

По способу установки штативы делятся на напольные, настольные и ручные.

Напольные штативы предназначены для установки на пол (или на землю) и имеют максимальную рабочую высоту от 100 до 170 см и более. Какую именно высоту выбрать – зависит от личных предпочтений фотографа, наиболее распространенная рекомендация – максимальная рабочая высота должна быть такой, чтобы вы могли смотреть в видоискатель камеры, не нагибаясь.

Использование штатива в фотосъемке

На минимальную рабочую высоту напольного штатива следует обратить внимание, если вы планируете использовать его как настольный или для макросъемки. При съемке дикой природы иногда нельзя поднимать камеру слишком высоко, чтобы не спугнуть животных — в этом случае малая минимальная высота также будет в плюс. Кроме того, минимальная высота обычно близка к высоте в сложенном состоянии, а чем меньше этот параметр, тем меньше места займет штатив при транспортировке.

Использование штатива в фотосъемке

Настольные штативы, как следует из названия, предназначены для установки на стол или какую-нибудь другую поверхность.

Настольные штативы используются для предметной съемки и для макросъемки. Кроме того, малые габариты и вес настольного штатива позволяют таскать его с собой и хоть как-то да использовать в отсутствие нормального штатива. Все равно это лучше, чем класть камеру прямо на камень или парапет.

Использование штатива в фотосъемке

Ручные штативы обычно используются для съемки видео легкими камерами. Такой штатив позволяет расширить возможности оператора по выбору ракурса. Кроме того, увеличившееся расстояние позволяет владельцу ручного штатива включать в кадр себя – как при использовании селфи-палки.

Использование штатива в фотосъемке

Максимальная нагрузка – первое, на что следует смотреть при выборе штатива. Чем меньше максимальная нагрузка, тем более хлипкую конструкцию он имеет. Здесь следует иметь в виду, что максимальная нагрузка – это та нагрузка, которую штатив выдержит, не сломавшись. Поэтому подбирать этот параметр нужно с большим запасом – минимум двукратным, а то и больше. Иначе сразу штатив, может, и не сломается – но будет шататься под весом камеры, гнуться в сторону объектива, трястись при нажатиях на кнопки камеры и при срабатываниях затвора. Кроме того, большой запас по максимальной нагрузке позволит вам не покупать новый штатив, если вы обзаведетесь новым тяжелым телевиком. К сожалению, чем больше максимальная нагрузка на штатив, тем он тяжелее и дороже.

Использование штатива в фотосъемке

Для беззеркалок с электронным затвором можно выбирать штатив с меньшим запасом. И даже вообще без запаса, но тогда следует озаботиться наличием пульта ДУ для камеры – иначе фотографии будут портиться из-за дерганий фотоаппарата при нажатии на кнопку спуска. Можно, конечно, пользоваться и автоспуском с таймером, но это подходит только для съемки статичных сцен.

Количество секций штанги влияет на высоту штатива в сложенном состоянии – чем больше у него секций, тем меньше места он займет при транспортировке. Минус штативов с большим (4 и больше) секций в том, что они будут либо менее стабильны, либо дороже.

У недорогих штативов головка несьемная, профессиональные же модели имеют съемную головку, а могут и вообще не иметь штативной головки в комплекте – в этом случае её придется докупать отдельно. Дело в том, что в разных условиях съемки удобные различные типы головок и возможность их замены повышает универсальность штатива.

2D-головка позволяет перемещать камеру по двум осям – вращать вокруг вертикальной оси и наклонять вверх или вниз.

Использование штатива в фотосъемке

3D-головка задействует уже три оси – добавляется возможность наклонять камеру вправо-влево.

Использование штатива в фотосъемке

2D- и 3D-головки позволяют быстро и плавно повернуть камеру только по одной оси. Фиксация положения камеры обеспечивается той же ручкой, которой производится её перемещение, что гарантирует высокую точность фиксации. Профессиональные 2D и 3D головки имеют редукторные механизмы, позволяющие осуществить прецизионную установку положения по каждой оси.

Шаровая головка имеет в основе шаровый шарнир и позволяет свободно перемещать камеру в различных направлениях.

Использование штатива в фотосъемке

Шаровой головкой можно быстро выставить камеру в нужное положение – намного быстрее, чем 3D-головкой. Минус шаровой головки в невозможности повернуть камеру четко только вокруг одной оси – например, поднимая объектив вверх или опуская вниз, вы неизбежно немного наклоните камеру вправо или влево. Поэтому для съемки видео шаровые головки лучше не использовать – или при движении камеры картинка будет «шататься». Еще один минус шаровых головок – с ними неудобно работать, если центр тяжести камеры сильно смещен относительно точки крепления к штативу – например при использовании тяжелого объектива.

Пузырьковый уровень на штативной площадке – весьма полезная опция, позволяющая избежать эффектов «падения» объектов на широкоугольных объективах и заваливания горизонта.

Наличие центральной штанги, с одной стороны, позволяет варьировать рабочую высоту в больших пределах. С другой стороны, она снижает стабильность штатива – одиночная центральная штанга сильно подвержена колебаниям – особенно в максимально выдвинутом состоянии. Поэтому многие профессионалы советуют выбирать штатив без центральной штанги.

Кроме того, центральная штанга увеличивает минимальную рабочую высоту штатива – но только в том случае, если у него нет возможности переворота центральной штанги. Если же такая возможность есть, то минимальная рабочая высота, наоборот, снижается практически до нуля – такой штатив позволяет разместить камеру почти вплотную к земле.

Использование штатива в фотосъемке

Интересные возможности предоставляет наклоняемая центральная штанга – с такого штатива можно выполнять макросъемку расположенных на земле объектов строго сверху.

Крюк для сумки – более полезная опция, чем может показаться из названия. Подвешивание груза к этому крюку позволяет увеличить стабильность штатива – что особенно важно для легких углепластиковых моделей.

Наконечники опор могут быть резиновыми, комбинированными или иметь острый наконечник – шип. Выбирается наконечник, следуя из условий эксплуатации штатива, но стоит отметить, что в большинстве случаев резиновый наконечник более практичен, чем заостренный – на гладких твердых покрытиях резина обеспечивает лучшее сцепление, не говоря уже о том, что шипы могут повредить некоторые виды напольных покрытий.

Обратите внимание на винт под штативное гнездо камеры – он должен соответствовать ответному гнезду на корпусе камеры (или объектива – на некоторых тяжелых объективах есть штативное гнездо, к которому и следует крепить штатив при использовании этого объектива).

Использование штатива в фотосъемке

Сменная площадка позволяет ускорить процесс установки камеры на штатив.

Использование штатива в фотосъемке

Штативное гнездо камеры – резьбовое и затягивание винта занимает некоторое время. Сменная площадка закрепляется на камере винтом, а к штативу крепится быстроразъемным соединением, что значительно упрощает (и ускоряет) установку камеры. К счастью, большинство штативов оснащено сменной площадкой.

Источники: https://photo-monster.ru/books/read/ispolzovanie-shtativa-v-fotosyemke.html, https://vasili-photo.com/articles/tripods.html, https://club.dns-shop.ru/blog/t-152-shtativyi/19082-kak-vyibrat-shtativ-ili-monopod-2019/
Анна Смирнова

Образование: ВЗФЭИ (ФА при Правительстве РФ), ф-т Менеджмента и маркетинга, магистр.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий