- Виды освещения в фотографии
- Мягкий свет и жесткий свет.
- Естественное освещение в фотографии
- Искусственное освещение в фотографии
- Освещение для съемки в студии
- Рассвет и закат
- Пасмурная погода
- Осветительные приборы
- Вспышка
- Качество и количество
- Направление света
- Подсветка
- Свет из окна
- Элементы природы и свет
- Игра теней
- Силуэты
Виды освещения в фотографии
Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:
- рисующий;
- заполняющий;
- и контровой свет.
Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий свет создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света — его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.
Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.
Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.
Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.
Мягкий свет и жесткий свет.
Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.
Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.
Естественное освещение в фотографии
Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью. Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца.
- Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
- Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
- Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
- Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
- Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
- Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
- Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.
Искусственное освещение в фотографии
Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).
Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.
К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы. Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.
Освещение для съемки в студии
Разные положения светового источника относительно вашей модели дадут кардинально отличающиеся эффекты при освещении объекта съемки:
- Прямой свет характеризуется высокой детализацией, но при этом скрадывает форму.
- Если слегка сместить источник света вправо, то черты лица модели тут же приобретают объем.
- Боковое освещение подсветит лишь половину головы модели.
- Хотите поставить лампу еще дальше? Пожалуйста – большая часть лица окажется в тени.
- Заднее освещение создает затемненный силуэт на фотографии.
Мы рассказали вам практически все об источниках света в фотографии, теперь вам остается лишь переварить информацию и с новыми знаниями устремиться оттачивать свои навыки. Если вы хотите работать со студийным освещением профессионально, то мы ждем вас на курсах фотографии в нашей Фотошколе.
Рассвет и закат
Существуют особое время суток, которое отмечают многие фотографы. Первые часы после восхода и пару перед закатом некоторые считают лучшим временем для создания фотографий на улице. Так кажется потому что солнце в такие моменты особенно влияет на кадр, поскольку расположено близко к горизонту. От этого тени становятся длиннее и мягче. В таком случае контраст получается менее выраженным, переходы от светлых участков к темным нежнее. Также солнце на закате или восходе дает приятное золотистое свечение, что придает фотографии ощущение теплоты. Такое освещение подойдет для более нежных съемок, к примеру, семейных фотосессий, девушек, детей.
Пасмурная погода
В пасмурную погоду тоже можно сделать хорошие кадры, хотя, казалось бы, солнца совсем не видно. На самом деле, когда оно скрывается за облаками, свет не концентрируется, а становится рассеянным и равномерным. Это значит, что при съемке вы не увидите четких контуров теней, светотеневой переход будет очень мягким. Такое освещение помогает подчеркнуть текстуру, мелкие детали станут хорошо различимыми. Облачная погода хорошо подходит для съемки красочных объектов, поскольку контраст не будет привлекать все внимание, основной целью станет цветовое или тоновое решение фотографии. Такой свет также применим для самых разнообразных видов съемок. Разве что природа в пасмурную погоду не предстает перед фотоаппаратом во всей своей красе.
С естественным светом работать не так сложно, нужно лишь посмотреть прогноз погоды в нужный день и выйти на улицу в нужное время. Что касается съемок в помещении – все еще проще.
Можно выделить два способа подсветить кадр при студийной съемке:
Осветительные приборы
Здесь световым источником могут служить любые осветительные приборы: лампы, светильники, дневной свет из окон, а также специальное оборудование. Создание фотографий при искусственном освещении очень удобно, поскольку это обеспечивает регулирование светового потока: лампы можно включать и выключать, направлять в нужную сторону, использовать лампы разных цветов. Чем больше осветительных приборов, тем больше простор для фантазии, но важно помнить о их качестве, некоторые приборы дают несбалансированный поток, что плохо влияет на фото. С искусственным освещением можно создать абсолютно любые эффекты для всех типов съемок. Печально то, что такие фотографии не всегда выглядят естественно.
Вспышка
Также в качестве светового прибора можно использовать вспышку. Как правило вспышка, встроенная в фотоаппарат, создает очень резкие тени в малом количестве, а светлые участки получаются очень яркими и иногда бликуют, из-за чего объект на фотографии может потерять весь объем. Поэтому, если есть возможность фотографировать без нее, лучше так и поступить. Однако существует еще и внешняя вспышка, с ней фотографии получаются лучше, ее использование, наоборот, желательно при необходимости.
При различных условиях освещение по-разному влияет на кадр, поэтому следует знать, как лучше поступить в том или ином случае, чтобы не навредить снимку.
Качество и количество
Не следует путать качество света с его количеством. Плохому фотографу всегда мало света, меж тем, яркий полуденный свет это часто наискучнейший вид освещения. Не всегда, но, как правило. Напротив, свет слабый по своей интенсивности зачастую оказывается самым сильным по своей выразительности и своему художественному потенциалу. Общее количество света легко контролировать, варьируя экспозицию, качество же света, которое определяется его направлением, концентрацией и цветом, требует к себе гораздо более пристального внимания и вдумчивого изучения.
Направление света
Прямой свет – это свет от источника расположенного примерно на одной линии с оптической осью объектива, поэтому такой свет называют ещё и осевым. Жёсткий прямой свет, используемый в качестве основного, даёт плоское безжизненное изображение – это последний вид освещения, который вам следует использовать. Такой свет даёт накамерная вспышка, направленная прямо в лицо вашей жертве. Снимки, полученные подобным образом, приемлемы как репортажные или протокольные, но их художественная ценность, как правило, стремится к нулю. Тем не менее, прямой свет можно, а иногда и нужно использовать для портретов, но делать это нужно с умом. Используйте внешнюю вспышку, расположив её над вашей головой, чтобы свет падал на модель спереди и немного сверху, а сам световой поток нужно максимально смягчить каким-нибудь модификатором – это позволит самым деликатным образом показать формы лица, скрадывая при этом фактуру и мелкие дефекты кожи. Если сместить вспышку немного в сторону, рельеф проявится сильнее, а асимметрично расположенные тени добавят снимку динамизма.
Прямой свет может быть иногда с успехом использован для съёмки пейзажей утром или вечером, когда низкое солнце светит из-за вашей спины. Картина может получиться несколько плоской, но в качестве компенсации вы получаете весьма низкий уровень контраста, поскольку все чёрные тени заслоняются объектами их отбрасывающими. Ярко освещённые горы и деревья красиво выделяются на фоне более тёмного неба. Цвета предельно сочные и насыщенные.
Боковой свет при умелом использовании может быть куда выразительнее прямого. Контраст изображения существенно выше, поскольку тени от объектов становятся очевидными. Как следствие, вы должны быть более аккуратны в выборе правильной экспозиции. Боковое освещение идеально в тех случаях, когда нужно показать рельеф и фактуру. Песчаные дюны, снег, скалы – вот предметы, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
Портреты, снятые в боковом свете, особенно с единственным источником, весьма драматичны, но такой свет подойдёт не для каждого лица. Смягчив освещение рассеивателем или отражателем, можно придать портрету чуть более спокойное, и даже где-то загадочное настроение.
Задний или контровый свет – это наиболее сложный вид освещения, но он же при должном опыте позволяет создавать наиболее запоминающиеся, необычные кадры, в которых свет является не только изобразительным средством, инструментом фотографа, но и становится основным действующим лицом. Контраст максимален, и редко укладывается в динамический диапазон сенсора камеры. Выбор экспозиции критичен и во многом зависит от предмета съёмки.
Снимая закат, имеет смысл экспонировать по светам, чтобы показать насыщенные цвета вечернего неба. Деталями в тенях в этом случае можно пренебречь, представив объекты переднего плана как выразительные силуэты.
Если вы снимаете портрет человека, освещённого сзади, то разумнее будет отдать предпочтение его лицу, при этом переэкспонированные света создадут красивый ореол, похожий на светящийся контур вокруг портретируемого. Вы можете также попробовать уменьшить контраст, подсветив объект спереди вспышкой или используя отражатель.
Если объект съёмки неподвижен, и сами вы не торопитесь, бывает уместным сделать несколько экспозиций, отдельно для светов и для теней, чтобы в последствие объединить их в одно изображение (HDR).
Преимущество контрового освещения очевидно при съёмке прозрачных объектов – капель росы, листьев, морозных узоров на стекле, дыма и многих других. Снимая их против света, вы можете наилучшим образом показать их лёгкость, прозрачность и выявить детали, невидимые при прямом освещении.
Немало проблем может создать источник света, присутствующий непосредственно в кадре. Если он, по вашему замыслу является неотъемлемой частью композиции, или же избавиться от него невозможно, что ж, придётся смириться с некоторым неудобством. Если источник света солнце, постарайтесь поменьше смотреть на него через оптический видоискатель – пожалейте свои глаза. Компонуйте кадр оперативно, используйте периферическое зрение или воспользуйтесь Live View, при его наличии. Блики – это, зачастую, неизбежное зло. Их количество, цвет и интенсивность зависят от конструкции объектива, чистоты передней линзы, наличия фильтров, расположения солнца в кадре. Поварьируйте положение камеры, и, как следствие, положение бликов на будущем снимке с тем, чтобы блики разместились либо наиболее художественным образом, превратившись из недостатка фотографии в её достоинство, либо так, чтобы облегчить их последующее, хотя бы и частичное, удаление. Если присутствие солнца в кадре не обязательно, попробуйте спрятать его за каким-нибудь объектом. Это решит проблему бликов, а также снизит общий контраст сцены.
Часто имеет смысл использовать заднебоковое освещение, выведя солнце или другой яркий источник света за границы кадра. Это позволит вам с большей лёгкостью спрятаться от солнца в тени, либо же использовать для борьбы с бликами бленду, бесполезную, когда солнце светит прямо в объектив. Диагональные тени при заднебоковом освещении весьма помогают в построении сильной композиции, а кроме того вы получаете возможность разместить подсвеченный сзади объект на каком-нибудь тёмном фоне, что позволяет эффектно обрисовать его с помощью светового ореола.
Рассеянный свет – это то, что мы наблюдаем, когда небо затянуто облаками. В этом случае источником света является всё небо, и объекты оказываются освещёнными практически со всех сторон. Контраст весьма низок, тональные переходы плавные, тем не менее, предметы сохраняют некоторый рельеф и не становятся излишне плоскими, поскольку сверху света на них падает всё же больше, чем снизу. В студии подобный свет можно смоделировать, используя большие софтбоксы или зонты, размещённые как можно ближе к объекту. Пасмурная погода на первый взгляд не располагает к фотографии, однако же, рассеянный свет незаменим при съёмке некоторых сюжетов, где вам нужны не драматизм и динамика, а, напротив, спокойствие и умиротворённость. Речь идёт о портретах, особенно женских, когда ни вы, ни ваша модель совершенно не заинтересованы в подчёркивании каждой морщинки на коже. Кроме того, рассеянный свет может быть более чем уместен при съёмке миниатюрных природных объектов – цветов и насекомых, а также при студийной предметной съёмке. Не стоит забывать и про лесные сцены, где мягкий, рассеянный свет красиво выявляет формы объектов, создаёт плавную градацию светов и теней, скрадывает утомляющую глаз пестроту, делая снимок более лаконичным и уравновешенным. Низкий уровень освещённости в лесу в пасмурную погоду даёт вам возможность использовать длительные выдержки при съёмке лесных ручьёв и водопадов, превращая воду в красиво размытые струи тумана.
Подсветка
Каждый фотограф мечтает об освещении, которое бы исходило позади объекта под некоторым углом и направление, при правильном обращении, позволило бы создавать удивительные изображения. Для этой цели может потребоваться использование отражателей, чтобы поднять тени.
В качестве источника света, красок используют трансиллюминацию, то есть пропускают свет через полупрозрачный предмет, например, листья или волосы. Такое освещение добавляет объекту нечто божественное!
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: zdravc69 / 1x.com
Фото: Teerayut Chaisarn / 1x.com
Свет из окна
Окно — это отличный источник освещения. Оно способно пропускать достаточно большое количество света, которое легко контролировать. Просто, прикрываете окно, зашториваете его и добиваетесь желаемого результата. Еще это поможет вам сохранить правильное соотношение между светлыми и темными областями изображения.
Фото: Alina Mayboroda / 500px.com
Фото: Maris Ojasuu / 500px.com
Фото: Kruno / 1x.com
Фото: GMB Akash / Flickr
Элементы природы и свет
Съемки рано утром или поздно вечером – огромный потенциал для ваших фотографий. Вы начнете замечать связь между светом и вашей тематикой. Неясное, туманное и пасмурное утро с пронизывающими прямыми солнечными лучами позволит вам запечатлеть необыкновенной красоты пейзажи. Это неисчерпаемый источник для новых творческих достижений.
Фото: Leszek Bujnowski / 500px.com
Фото: Moraa lubis / 1x.com
Фото: Roeselien Raimond / 1x.com
Фото: Theo peekstok / 1x.com
Игра теней
Там, где есть свет, там будет и тень. Зная, как создавать тени, управлять ими и эффективно их использовать можно применять их в фотографии. Это требует от художника умения смешивать эти тени, чтобы рассказать историю. Тени изображающие негативное пространство, оказывают хорошее воздействие на объект и на композицию. Человеческое восприятие пытается избежать этих теней в кадре. Добиваемся усиленного восприятия всей картины.
Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com
Фото: Brizadly Arifin / 1x.com
Фото: Andre du Plessis / 1x.com
Фото: Sina Rahmati / 1x.com
Силуэты
Все любят силуэты. Наверное, это самый первый трюк любого фотографа. Использование силуэта в любой форме восходит к 18-му веку. Проще говоря, подсветка предметов на светлом фоне, как правило, отображает темный силуэт. Добавление фигуры в кадр очень эффективно при передаче настроения.
Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com
Фото: Hengki Lee / 1x.com
Фото: WildPhotoArt / 1x.com
Фото: Barbara Orienti / 1x.com