Почему иногда можно нарушать правило композиции в фотографии и при этом быть в выигрыше

Советы по фотографии

Почему вы иногда нарушаете фотографические правила

Принципы фотографирования начинают ломать людей, которые уже имеют некоторый опыт в фотографии. Это просто очередной этап их работы!

Придерживаться правил в такой ситуации может помешать развитию фотографа и помешать вам разработать собственный стиль.

Предполагается, что адепты фотографического искусства начинают свои эксперименты с нарушения правил, когда замечают, что они фотографируют согласно правилам почти автоматически!

Нарушение правил связано с тем, что фотографы должны знать, что делать / какое правило нарушать, чтобы достичь определенного, намеченного эффекта! Те, кто решил нарушить правила, ищут различные художественные и технические идеи.

Например, они используют многократную экспозицию прямо с камеры, записывают движение вспышки и широкоугольного объектива или делают портретные фотографии через лобовое стекло, обрызганное каплями воды!

Миф № 1: Всегда размещайте ваш объект на пересечении линий третей, или вдоль одной из линий

Теория, лежащая в корне этого правила, основана на идее, что ваше изображение будет более сбалансированным, если вы поместите свой главный объект на одну из точек пересечения линий третей, которую мысленно наложили на кадр. Однако, если вы хотите добавить некоторое не комфортное напряжение вашему снимку, попробуйте расположить объект у края рамки. Поскольку ваш объект находится не в типичном месте, он заставит зрителя остановиться и посмотреть еще раз.

На этом изображении не только горизонт очень низко, но также я поместил главные объекты в нижний правый угол фотографии, как будто они собираются покинуть кадр. Это придало снимку некое напряжение и тревогу.

Как нарушить правила композиции

X-T3 + XF50-140 ммF2,8 R LM OIS WR ФР 50 мм, ISO 160, 1/300, f / 16,0

В этом снимке я решил разместить горизонт ближе к верхнему краю кадра. Такая компоновка подчеркнула узоры на песке, а не небе. Поскольку линия горизонта очень высоко, это заставляет зрителя спросить: «Погоди, что я здесь пытаюсь найти?»

Как нарушить правила композиции

NIKON D800 + 24-70 мм f / 2,8 ФР 24 мм, ISO 100, 1/100, f / 16,0

К сожалению, в современном мире социальных сетей просмотр изображений с молниеносной скоростью является нормой. Любой шанс замедлить взгляд зрителя — это победа.

Миф № 2: Никогда не ампутируйте конечности вашего объекта съемки

Когда вы компонуете кадр с людьми, вы никогда не должны обрезать их по суставам, например, по запястью, по коленям или по шее. Да, в большинстве случаев это хорошая идея. Однако, есть случаи, когда ваши объекты переживут агрессивную обрезку и не будут кровоточить по всей вашей фотографии! Когда вы отсекаете часть тела, это заставляет зрителя задуматься над тем, чего не хватает. Зрители должны завершить историю в своем воображении.

Вот три кадра, где я отрезал конечности объектов съемки. За один снимок я даже обезглавил человека! Я могу подтвердить, что все эти люди пережили мой творческий выбор подобной ампутации. Принимая это творческое решение, я считаю, что я добавил немного загадки к изображениям, которых не было бы там, если бы весь объект был в кадре.

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF18-55mmF2,8-4 R LM OIS ФР 42,5 мм, ISO 1600, 1/250, f / 7,1

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF23mmF2 R WR ФР 23 мм, ISO 200, 1/4700, f / 2,0

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 1250, 1/7500, f / 2,8

Миф № 3: Убедитесь, что ваш горизонт не завален

Иногда прикольно наблюдать как океан стекает из наклоненного края фотографии. Поскольку наш мозг настроен на то, чтобы знать, что линия горизонта всегда прямая, фотографии, на которых горизонт немного завален, выглядят не совсем правильно. Тем не менее, преднамеренное изменение линии горизонта может стать еще одним эффективным способом повышения напряженности на изображении. С дико скошенным горизонтом он дает фотографиям ощущение волнения и удивления.

Просто убедитесь, что если вы собираетесь создать изображение с неровным горизонтом, то вы делаете это от души и с удовольствием. Вы должны дать понять своему зрителю, что ваш выбор был преднамеренным, а не случайностью!

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF10-24mmF4 R OIS ФР 10 мм, ISO 1600, 1/220, f / 10,0

Как нарушить правила композиции

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/1700, f / 7.1

Миф № 4: Заполните кадр главным объектом

Вам не нужно заполнять весь кадр главным объектом. Использование больших площадей пустого или как его еще называют негативного пространства создает поразительные образы. Такой тип подхода подчеркивает важность вашего объекта и создает ощущение масштаба.

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 32,1 мм, ISO 200, 1/220, f / 9,0

Как нарушить правила композиции

NIKON D7000 + 200-400 мм f / 4 ФР 280 мм, ISO 1600, 1/3000, f / 8,0

Миф № 5: Простота

Много деталей и объектов в кадре не обязательно плохо. Хорошие изображения ”рассказывающие историю” часто имеют более одного сюжета на котором должен сфокусироваться зритель. Рассмотрим эти два изображения ниже. Поскольку нет основной темы, ваш взгляд будет бродить по кадрам. При этом зритель находит несколько событий на каждом изображении. Эти события объединяются, чтобы рассказать историю о сцене.

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF16-55mmF2,8 R LM WR ФР 16,5 мм, ISO 200, 1/450, f / 5,6

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF56mmF1.2 R ФР 56 мм, ISO 200, 1/3200, f / 4,0

Часто успех этих типов снимков зависит от хорошего планирования и небольшого количества везения. В такой сложной сцене убедитесь, что ваш фон не загроможден, чтобы он не конкурировал с элементами которые рассказывают историю. А вы, как фотограф, будьте готовы быстро отреагировать и сделать кадр, когда ваша история начинает разворачиваться.

Миф № 6: Убедитесь, что вы правильно проэкспонировали свою фотографию.

Этот миф может немного выходить за рамки правил «композиции», но тем не менее, я чувствую, что это важный момент, когда мы говорим о фототворчестве. Я часто слышу, как эксперты говорят: «Удостоверьтесь, что у вас нет провалов в светах и тенях». Благодаря современной передовой технологии матрицы камер становятся все лучше и лучше и захватывают больший динамический диапазон. Тем не менее, не бойтесь слишком темных теней и пересвеченных бликов. Я часто делаю экспокоррекцию в минус, чтобы углубить тени. Это создает чувство тайны и напряжения. Мне нравится заставлять своего зрителя, спрашивать «что скрывается в темноте?»

Вот три изображения, где большая часть кадра черная. Чтобы создавать подобные изображения, ищите области, где свет и тень играют вместе. Недоэкспонируйте свою фотографию, чтобы получились провалы в тенях, но света, чтобы были проэкспонированы нормально.

Как нарушить правила композиции

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/350, f / 8,0

Как нарушить правила композиции

X-T3 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 160, 1/1250, f / 2,8

Как нарушить правила композиции

X100F ФР 23 мм, ISO 200, 1/550, f / 8,0

На этом изображении я настроил свою камеру на получение высококонтрастного черно-белого изображения. При пост обработке я еще больше подчеркнул этот контраст. В результате получается фотография с мощными графическими элементами.

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF50mmF2 R WR ФР 50 мм, ISO 200, 1/850, f / 8,0

Миф № 7. Убедитесь, что ваш главный объект резкий

Цитата Анри Картье-Брессона, «резкость — это буржуазная концепция», отвергает резкость как критическую характеристику хорошей фотографии. Я не мог не согласиться! Небольшое размытие создает “воздушное” ощущение изображения. Если это размытие в движении, то оно также может обеспечить ощущение движения и потока. Не всегда зацикливайтесь на создании четких изображений.

Как нарушить правила композиции

NIKON D500 + 17-55 мм f / 2,8 ФР 30 мм, ISO 200, 1/25, f / 4,5

Как нарушить правила композиции

X100F ФР 23 мм, ISO 5000, 1/15, f / 5,6

Как нарушить правила композиции

X-T2 + XF18-55mmF2,8-4 R LM OIS ФР 24,3 мм, ISO 200, 1/5, f / 8,0

Заключение

Лучший способ стать фотографом — это часто снимать и практиковаться. И при этом не увязайте в «правилах» композиции, четко им следуя. Вместо этого используйте их в качестве руководства, которое можно интерпретировать по-своему. Поэкспериментируйте со своей фотографией и дайте себе свободу иногда нарушать эти «правила». Если вы сделаете это, вы неизбежно научитесь видеть более творчески.

Источники: https://zen.yandex.ru/media/id/5aae18d1256d5c9d003ea7cd/pochemu-inogda-mojno-narushat-pravila-fotografii-5f0e07e782e0104ce09fab01, http://laptop.ucoz.ru/news/kak_tvorcheski_narushit_pravila_kompozicii_v_fotografii/2019-05-25-19671
Николай Синкевич

Современный белорусский поэт, автор сборников художественной прозы и поэзии, журналист. Старший преподаватель кафедры белорусского и русского языков с методикой преподавания Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий