Как улучшить композицию: советы профессионалов

Основы фотографии

Опуститесь ниже

Опуститесь на землю так низко, насколько это возможно (в зависимости от ваших физических способностей и препятствий). Это поможет создать более тесный контакт с тем объектом, который вы собираетесь фотографировать – быть с объектом на одном уровне всегда идеально.

Находится в одной плоскости с объектами, расположенными на земле – это всегда неожиданно. Ведь мы в большинстве случаев видим мир в положении стоя. Поэтому такой угол обзора будет чем-то новым.

Как улучшить композицию снимка

Я опустилась так низко, насколько это было возможно, чтобы не спугнуть любопытного бандикута.

Как улучшить композицию снимка

Прилечь на влажный песок тропического острова в 6 часов утра – неплохое начало дня.

Как улучшить композицию снимка

Я провела пару часов, ползая на коленях на краю кладбища, фотографируя эти мухоморы в полном расцвете.

Поднимитесь выше

Заберитесь на забор, на ступени, дерево или лестницу и используйте эту высоту для усиления эффекта. Взгляд на предмет строго сверху для большинства людей очень не свойственен. Это является основной причиной популярности фотографии с дронов – она позволяет нам увидеть мир с совершенно другой точки зрения.

Как улучшить композицию снимка

 

 

Посмотрите под разными углами

Сколько раз вы направляли камеру прямо или строго вниз? Большинство людей редко смотрят прямо над собой, поэтому такое изображение совсем другое. Если вы сочетаете высоту со взглядом вниз, то можете быть очень креативны, так как для зрителя, который обычно «приростает» к земле, это очень непривычно.

Как улучшить композицию снимка

Вертикальный натюрморт.

Как улучшить композицию снимка

Взгляд камеры прямо на лестничную клетку с верхнего этажа обеспечивает уникальный угол.

Как улучшить композицию снимка

Сталактиты в известняковой пещере прямо над моей головой.

 

Выберите другой объектив

Переход от вашего стандартного объектива к любому другому также может сыграть большую роль.

Попробуйте использовать макро объектив или ультра широкоугольный. А еще лучше  — отбросьте консервативность. Делайте макро снимки на ультра широкоугольный объектив и возьмите макро объектив для создания портретов.

Раздобудьте дешевый винтажный объектив, один из тех, которые содержат множество эффектов (обычно они требуют ручной фокусировки). Потестируйте  Lensbaby или другой особый вид объектива. Не бойтесь экспериментировать. В конце концов, что плохого может случиться?

Как улучшить композицию снимка

Единственный способ поместить этот действительно широкий сельскохозяйственный агрегат в кадр — это снимать близко с ультраширокоугольным объективом. Это также позволило захватить все эти замечательные облака на небе.

Как улучшить композицию снимка

Макро объектив приоткрывает окно в мир, который мы обычно не видим. Мельчайшие красивые детали становятся видимыми.

Как улучшить композицию снимка

Снимок сделан на антикварный российский объектив, который содержит большое количество дисторсии на краях, но может давать интересный эффект, если подойти к съемке творчески. Бонусом является то, что он очень дешевый и его легко найти в антикварных магазинах. Обычно работает только в ручном режиме.

Снимайте крупным планом

Приближайтесь объективом к самому объекту. Заполните им кадр насколько это возможно. Если хотите, пусть это будет полная абстракция, но вытолкните себя из зоны комфорта. Приближайтесь к объекту так близко, как сможете, а потом подойдите еще ближе.

Как улучшить композицию снимка

Как улучшить композицию снимка

Как улучшить композицию снимка

Как улучшить композицию снимка

Следите за горизонталями и вертикалями

Когда наш мозг видит что-то, что, как он знает, должно быть горизонтальным – например, линия горизонта – но таковым не является, сознание начинает бить в набат. Инстинкт подсказывает нам, что что-то в изображении не так. И обычно это воспринимается, как: «Мне очень не нравится эта фотография». То же самое происходит, когда объекты, которые должны быть расположены вертикально, например, здания, на фотографии располагаются иначе.

Контролировать горизонтальные линии достаточно просто – для этого нужно лишь немного практики. В большинстве есть возможность включить отображение сетки в видоискатели. Прежде чем нажать кнопку спуска затвора, постарайтесь сделать над собой мысленное усилие и выровнять линию горизонта в кадре так, чтобы она была параллельна одной из горизонтальных линий сетки видоискателя.

Например, у меня есть привычка опускать левый локоть, когда я держу камеру. Так что я всегда стараюсь помнить о том, что прежде, чем сделать снимок, я должна приподнять его.

Взгляните на фотографию ниже – «из-за заваленного» горизонта она смотрится неудачной:

КайтингNIKON D800 + 80-400mm F/4.5-5.6 @ 195 мм, ISO 200, 1/3200, f/6.3

Побеспокоившись о правильном расположении горизонта, мы можем получить более эстетичное изображение:

КайтингNIKON D800 + 80-400mm F/4.5-5.6 @ 195 мм, ISO 200, 1/3200, f/6.3

Что касается вертикальных линий и поверхностей, то здесь всё немного сложнее. Можно выделить два основных момента, из-за которых вертикали могут выглядеть «заваленными». Первый аналогичен случаю с «заваленным» горизонтом – он вызван наклоном камеры. Взгляните на пример ниже – обратите внимание, как «завалены» столбы электропередачи:

Столбы электропередачNIKON D7100 + 200-400mm f/4 @ 280mm, ISO 400, 1/320, f/18.0

Чтобы исправить положение в этой ситуации достаточно повернуть камеру так, чтобы вертикальные объекты в кадре расположились параллельно вертикальным линиям сетки видоискателя:

Электрические столбыNIKON D7100 + 200-400mm f/4 @ 280mm, ISO 400, 1/640, f/13.0

Второй момент, когда вертикальные объекты в кадре могут оказаться невертикальными может быть достаточно сложен для исправления непосредственно при съёмке. Иногда проблема может быть решена только при помощи программного обеспечения на стадии постобработки или при условии использования дорогих тилт-шифт объективов во время съёмки.

Посмотрите на фотографию ниже и обратите внимание на то, что здание, словно падает назад. Этот эффект возникает из-за трапецеидального искажения, возникающего тогда, когда плоскость матрицы камеры (или же задняя часть камеры) располагается не вертикально:

ВысоткаNIKON D7000 + 10-20mm f/4-5.6 @ 14mm, ISO 250, 1/15, f/16.0

Старайтесь держать заднюю часть камеры параллельно вертикальной плоскости снимаемого здания всегда, когда это возможно.

На рисунке ниже, в изображении, отснятом камерой слева, трапецеидального искажения не будет, в то время как на изображении камеры справа оно проявится:

Схема трапецеидального искажения

Снимая это старое окно в кирпичной стене, я стояла на межлестничной площадке дома напротив – так что я была достаточно высоко для того, чтобы держать заднюю часть камеры параллельно снимаемой стене. Если бы я стояла на уровне улицы, то мне пришлось бы немного наклонить камеру кверху.

Так что единственный способ избежать трапецеидальных искажений во время съёмки – держать заднюю часть камеры вертикально.

Окно в стенеNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 64mm, ISO 1250, 1/40, f/8.0

Эта фотография дает представление о том, где я стояла во время съёмки для того, чтобы избежать «опрокидывания» стены назад:

Городская улицаNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 31mm, ISO 1250, 1/60, f/8.0

Иногда снимать из позиции, позволяющей держать заднюю часть камеры вертикально, невозможно. Например, если вы захотите сфотографировать высотное здание даже на сверхширокоугольный объектив, вам всё равно придётся приподнять объектив кверху.

Примером может служить фотография высотки, которую вы видели выше. В подобных ситуациях вам придётся исправлять трапецеидальное искажение на стадии постобработки. Подобные искажения легко редактируются в любом графическом редакторе, предлагающем инструменты для исправления искажений перспективы, например, Lightroom.

Всегда помните, что если вы снимаете здание, задрав объектив кверху, вам следует оставлять побольше пространства вокруг вашего объекта съёмки. Почему? Потому что, при редактировании и исправлении искажений перспективы фотография будет обрезаться. Ниже вы можете увидеть вариант изображения высотки, отредактированный в Lightroom. Как видите, финальное изображение пришлось существенно обрезать, поскольку в результате исправления перспективы, я потеряла нижние углы фотографии.

Высотки. Обработка в редактореNIKON D7000 + 10-20mm f/4-5.6 @ 14mm, ISO 250, 1/15, f/16.0

С другой стороны, намеренное искажение вертикальных и горизонтальных линий может дать очень интересные изображения. Если вы попытаетесь это сделать – делайте с удовольствием! Ведь вы хотите убедить зрителя в том, что ваш выбор композиции был преднамеренным.

НебоскрёбыNIKON D7000 + 14-24mm f/2.8 @ 24mm, ISO 400, 1/50, f/11.0
Техасский буйволNIKON D7000 + 10.5mm f/2.8 @ 10.5mm, ISO 200, 1/640, f/10.0
ЗданиеNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 70mm, ISO 200, 1/13, f/9.0

Следите за краями кадра

Одними из наиболее распространённых отвлекающих элементов фотографии, которые я встречала, являются различные части объектов, попадающих в кадр по краям.

Эти посторонние объекты отвлекают взгляд зрителя и заставляют его блуждать вдали от основного объекта съёмки. Конечно, вы можете избавиться от них при обработке фотографии, но почему бы не позаботиться об этом ещё во время съёмки?

Когда вы кадрируете сцену, прежде чем сделать снимок, проверьте края кадра – нет ли в их пределах каких-либо отвлекающих элементов. Если есть, то слегка измените композицию – обычно для этого бывает достаточно сделать всего один шаг в сторону или слегка изменить угол съёмки. Старайтесь избавляться от проблемы прежде, чем она станет проблемой!

Во время съёмки я не только проверяю гистограмму, чтобы убедиться в правильности выбранной экспозиции, но и осматриваю края кадра на предмет наличия отвлекающих элементов, попадающих на фотографию извне.

Сделав эту фотографию, я заметила в правом верхнем углу ветку дерева, отвлекающую внимание. Если бы я попыталась избавиться от неё при постобработке, я, скорее всего, потеряла бы часть розового дерева на заднем фоне. Переместившись влево, я избавилась от назойливой ветки в кадре, а в качестве бонуса получила на заднем фоне группу розовых деревьев.

Осеннее деревоNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 42mm, ISO 400, 1/4, f/11.0
Осеннее деревоNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 34mm, ISO 400, 1/5, f/11.0

При съёмке фотографий ниже, я опробовала несколько различных ракурсов. На первом кадре заметна одна раздражающая глаз ветка дерева. На второй я безуспешно пыталась обрамить церковь при помощи ветвей дерева, но при этом в кадр попадала их тень, которая, опять же, отвлекала взгляд. А по правому краю третьей фотографии в кадр попадали листья дерева. Да, я знаю, как использовать в Photoshop Штамп и Точечную восстанавливающую кисть! Тем не менее, если я могу получить изображение без явных недостатков непосредственно из камеры, то это сэкономит мне кучу времени при его редактировании.

церковьNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 38mm, ISO 200, 1/1000, f/6.3

Вот финальная композиция, на которой я остановилась. Ветки деревьев специально расположены в кадре так, чтобы обрамлять церковь и привлекать к ней внимание. Изменение ракурса съёмки позволило мне избавиться от тени на земле. Если быть честной, на фотографии заметно трапециевидное искажение здания церкви, но оно может быть устранено в графическом редакторе:

церковьNIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 26mm, ISO 200, 1/1000, f/6.3

Следите за пересекающимися объектами

Когда два не связанных между собой визуальные элемента изображения соприкасаются или пересекаются, они часто непреднамеренно привлекают внимание к точке их пересечения. В этой серии фотографий я пыталась запечатлеть маленькую голубую цаплю на свае. Как видите, на первом изображении её голова сливается с тёмным камышом на заднем фоне. Отойдя на несколько шагов влево, и поднявшись на небольшой склон, я смогла сделать гораздо более качественную фотографию.

цапляNIKON D7100 + 200-500mm f/5.6 @ 500mm, ISO 400, 1/1250, f/6.3
цапляNIKON D7100 + 200-500mm f/5.6 @ 500mm, ISO 400, 1/1000, f/7.1

А вот ещё один кадр из серии о виндсерфинге. Здесь кайт соприкасается с линией горизонта. Из-за этого образ не выглядит таким же сильным, как на фотографии в начале статьи, где горизонт пересекает кайт ближе к его центру.

кайтингNIKON D800 + 80-400mm f/4.5-5.6 @ 195mm, ISO 200, 1/3200, f/6.3

Иногда невозможно изменить ракурс – в таких случаях остаётся уповать лишь на терпение. И оно часто окупается! Взгляните на первое изображение – крылья двух птиц пересекаются. Ожидание всего в несколько секунд и скрещенные наудачу пальцы позволили мне сделать снимок, на котором виден полёт каждой птицы в отдельности.

птицыNIKON D800 + 200-400mm f/4 @ 550mm, ISO 400, 1/1600, f/8.0
птицыNIKON D800 + 200-400mm f/4 @ 550mm, ISO 400, 1/1600, f/8.0

Ритм в фотографии

Ритм – это разнообразное повторение или интересное чередование элементов композиции. По неписаным законам восприятия взгляд зрителя исследует изображение, подчиняясь его ритму. Это может быть ряд фонарей, череда утят, композиция из домино – да что угодно!

Прогрессирующий ритм наблюдается тогда, когда объект, при каждом очередном повторении меняет свою форму или размер. Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Кстати, изменяться при повторе может не только форма или размер объекта, но и цвет, тон, интервалы, расположение и т. д.

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент, выпадающий из ритма, сразу привлекает внимание! Ритм в композиции фотографии схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

Линейная перспектива в фотографии

В изобразительном искусстве перспектива (фр. perspective от лат.  perspicere – смотреть сквозь) – это техника изображения удаляющихся объектов в соответствии с кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в одной точке на горизонте.

А в фотографии линейная перспектива – это прием, который используется для придания кадру глубины и объема. Удаляющаяся дорога, мост, пирс, аллея деревьев, тротуар с фонарями, коридор с колоннами или арками – все эти объекты, уменьшаясь при удалении от объектива, помогают сделать двухмерный снимок объемным, глубоким, требующем пристального внимания.

Этот прием может быть как основным (например, в стрит-фото), так и вспомогательным (к примеру, в портретной съемке). Линейная перспектива может вести к главному герою снимка, а может и служить фоном для портрета.

13. Тональная перспектива в фотографии

Тональная перспектива – это приглушение цвета и тона предметов и их контрастных характеристик при удалении вглубь пространства. Чем дальше от нас объекты, тем менее четкими становятся их контуры, оттенки светлеют и приглушаются.

Тональная перспектива зависит от влажности и запыленности воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над городом или водоемом, в горах, в лесу, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль.

Это мощный пейзажный прием, который помогает передать объем и глубину пространства. Его можно использовать и при обработке, осветляя дальний план, например, в портретах.

Равновесие и дисбаланс в кадре

Равновесие (или баланс) в фотографии ощущается тогда, когда все включенные в кадр элементы сбалансированы между собой. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением тональных пятен, предметов и фигур в рамке кадра.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, причем визуальное равновесие по горизонтали (то есть справа и слева) гораздо сильнее для восприятия, чем по вертикали (то есть сверху и снизу). Однако для этого закона композиции важно не буквальное равновесие разных частей кадра, а их визуальный вес, то есть количество внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии. Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре, оставить бездну за спиной скалолаза или под ногами канатоходца.

Равновесие и дисбаланс в кадре помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять этот вес по всему кадру.

Направление взгляда и движения в кадре

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы обычно оцениваем и любое изображение, любую картину. Поэтому считается, что смысловой центр лучше располагать в правой части фотографии. Таким образом взгляд и главный объект на картине как бы движутся навстречу друг другу. Такой прием способствует созданию гармонии в кадре.

!!!НО: если мы хотим показать много воздуха и пространства вокруг героя, его лучше расположить слева.

Снимая движущийся объект (автомобиль, идущего человека, летящую птицу), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Чтобы ему было куда идти. Эта же рекомендация касается взгляда в портрете. Оставляйте место с той стороны, куда смотрит герой, чтобы его нос не упирался в границы кадра.

!!!НО: если вы хотите передать безысходность, усталость, ограниченность, угнетенность, пусть герой снимка идет в никуда и пусть его взгляд упрется в край кадра.

На фотослете-2019 Наталья Прядко проводила воркшоп на азиатскую тему. Было отснято много кадров в разных ракурсах. Но журнал Vogue опубликовал именно тот кадр, в котором сборщица риса упирается в край кадра. Такая композиция передает ощущение усталости, большого объема проделанной работы, трудного пути, который остался позади. И нет просвета впереди. Непростая история. Сравните этот кадр с другими фото из серии.

Контраст в фотографии

Для того, чтобы на фото было не больно смотреть, изображение должно быть не слишком контрастным, но и не чрезмерно блеклым. Очень важную роль контраст играет в черно-белом фото: для ЧБ хорошо, если на снимке есть и чисто белые и провально черные зоны.Фотограф должен уметь замечать разные виды контраста:

  • Света и тени;
  • Разных оттенков;
  • Различных текстур;
  • Юности и старости;
  • Богатства и бедности;
  • Зелени и засухи;
  • Воды и суши;
  • Земли и неба;
  • Минимализма и максимализма…

Все эти контрасты на фото выглядят очень фактурно. Пользуйтесь!

Правило нечетности

Проще говоря, желательно, чтобы на фотографии было нечетное число объектов. Это может быть фотография одного объекта или группы из трех человек. Это правило делает фотографию более привлекательной для нашего взгляда

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Эта фотография из четырех ягод земляники выглядит довольно скучно. Трудно найти главный объект, который стал бы центром внимания.

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Теперь на фото изображены три ягоды. Хотя объекты на фотографии те же самые, нечетное число ягод делает снимок более интересным

Глубина резкости

Управление глубиной резкости – простой способ привлечь внимание к объекту. Оно не может использоваться во всех фотографиях, но очень полезно, когда у вас есть отвлекающие объекты, которые вы хотите скрыть. Наиболее распространенное применение этого способа заключается в размытии заднего плана. Размытие фона превращает пестрый отвлекающий фон в приятный абстрактный. Вы можете уменьшить глубину резкости своих фотографий путем использования светосильного объектива с открытой диафрагмой (например f/1.8), использования объектива с большим фокусным расстоянием (в случае зум-объектива – использовать максимальное фокусное расстояние), а также используя камеру с полной матрицей (full-frame).

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Если бы деревья на заднем плане были  резкими, то они отвлекали бы внимание от людей. За счет размытия фона сделан акцент на пару

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Размытие фона помогает привлечь внимание к лицу человека

Простота

Лучший способ привлечь внимание – сделать простое изображение. Например, ограничить количество объектов на фотографии. Можно также использовать предыдущий совет, чтобы размыть отвлекающие детали.

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Простота этого фото делает его историю понятной и ясной. Простая фотография привлекает внимание и заставляет людей задерживать на ней взгляд.

Плотное кадрирование

Когда вы думаете, что достаточно близко к объекту, попробуйте подойти еще ближе. Заполните большую часть кадра объектом съемки и вы получите еще одну композицию.

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Два разных плана съемки одного и того же волка производят совершенно различный эффект. Снимок крупного плана гораздо более драматичен и интересен.

Обрамление

Вот творческий способ добавить передний план на ваши фотографии. Используйте элементы вокруг вас, чтобы создать рамку. Эта  техника отличный способ сделать фото, которое выделяется.

Как улучшить композицию: советы профессионалов

Эта фотография использует силуэт арки, чтобы создать рамку вокруг Тадж-Махала.

Как улучшить композицию: советы профессионалов

 Рамки не должны быть идеально формы. Это могут быть естественные объекты, как два дерева на этом снимке.

Источники: https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/kak-uluchshit-kompozitsiiu-fotografii-smeniv-ugol-semki, http://spp-photo.ru/2016/03/04/kak-uluchit-kompoziciyu-4-soveta/, https://www.blenda.by/blog/20-zakonov-kompozicii-kotorye-garantirovanno-uluchshat-vashi-fotografii/, https://photo-monster.ru/lessons/read/10-sovetov-po-luchshey-kompozitsii-v-fotografii?
Екатерина Смирнова

Высшее образование по специальности "Менеджер по персоналу". Закончила доп. курсы "Фотография".

Оцените автора
Фотографии
Добавить комментарий